Oleg Vinogradov
Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), премии Ленинского комсомола (1977), премии им. М. Петипа (1979), приз «Золотая танцовщица Пикассо» (1987).
Окончил ЛХУ в 1958 (ученик А. Пушкина). В 1958-65 артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра. В 1968-72 балетмейстер Тетра им. Кирова, в 1973-77 главный балетмейстер Малого театра. С 1977 художественный руководитель балета и главный балетмейстер Театра им. Кирова.
Поставил балеты: «Золушка» [1964, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Одессы (1970), Дрездена (1973), Ленинграда (1977, Малый театр), Будапешта (1983)]; «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева [1965, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Софии (1971), Еревана (1972), Ленинграда (нов. ред. в Малом театре, 1976)]; «Асель» В. Власова (1967, ГАБТ). В Театре им. Кирова: «Горянка» М. Кажлаева (1968; нов. ред.— 1973, 1984); «Александр Невский» (1969); «Двое» (1969); «Зачарованный принц» (1972); «Гусарская баллада» (1979, совместно с Д. Брянцевым; нов. ред. для ГАБТа — 1980); «Фея Рондских гор» (1980); «Ревизор» (1980); «Времен промчавшихся заветы» (к 200-летнему юбилею театра, 1983); «Витязь в тигровой шкуре» (1985), «Броненосец «Потемкин» (1986). В Малом театре: «Тщетная предосторожность» Л. Герольда [1971; спектакль перенесен на сцены Одессы (1973), Саратова (1973), Берлина (1974, «Комише опер»), Фрунзе (1976), Риги (1976), Минска (1979), Таллина (1980)]; «Коппелия» (1973), «Ярославна» (1974), «Педагогическая поэма» (1977). Сценограф и художник многих своих постановок.
Один из виднейших советских хореографов, Виноградов явно тяготеет к сочинениям крупномасштабным. В его спектаклях значительна роль кордебалета. Наряду с чисто классическими балетами («Золушка», «Тщетная предосторожность», «Зачарованный прпнц», «Коппелия», «Фея Рондских гор») у Виноградова есть и экспериментальные постановки («Ярославна», «Педагогическая поэма», «Ревизор»), раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлеченностью сочиняет он балеты трагические («Ярославна», «Ромео и Джульетта»), комические («Тщетная предосторожность») и даже сатирические («Ревизор»). Убежденный сторонник возможности успешного решения в балете моральных и нравственных проблем на материале сегодняшнего дня («Асель», «Педагогическая поэма», «Горянка»).
«Горянка» особо интересна искусной театрализацией богатого танцевального фольклора Дагестана. Не будет преувеличением сказать, что музыка и хореография «Ярославны» являют собой новое слово в советском балетном театре. Дух смелого и удачного эксперимента, влияние современного театра и в то же время глубина и содержательность, свойственные лучшим образцам русского балета,— вот редкий сплав, определивший ценность этого спектакля.
Виноградов словом и делом ратует за балетный театр не только яркий, талантливый, но и умный. Свое кредо хореограф сформулировал так: «По моему мнению, зритель, приходящий в балет лишь для того, чтобы полюбоваться красотой танца, обкрадывает себя. Современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли...» Возглавляя прославленную балетную труппу Кировского театра, Виноградов много сил и внимания отдавал работе по сохранению и реставрации классического репертуара, обращая особое внимание на уникальность стиля интерпретации каждого из хореографических шедевров. В 1980 поставил дивертисмент из балета «Пахита» (хореография М. Петипа) на сцене Парижской оперы.
В 1990 г. основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy (Кировская балетная академия), в которой фундаментом стала петербургская школа. В том же году становится артистическим директором Universal Ballet Company в Сеуле. В 1994 г. организовал Санкт-Петербургский театр камерного балета.
Сочинения: Диалог с Г. В. Томсон,— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Союз музыки и танца (совм. с С. Слонимским).— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1977. вып. 2; Два спектакля (из опыта балетмейстера).— Там же; Создание балета,— Аврора, 1978, № 12; Классика и современность.— Веч. Ленинград, 1979. 24 сент.; Гордость отечественной хореографии (интервью с А. Дегеном).— Сов. балет, 1983, № 3; Театр, словно хореографический музей (беседа с Е. Беловой).— Муз. жизнь, 1983, № 13.
Литература: Ступников И. Олег Виноградов [Буклет].— Л.,, 1984; его же. «Асият» [Буклет].— Л.,, 1986; Красовская В. В середине века (1950—1960).— В кн.: Советский балетный театр. М., 1976; Кремшевская Г. Рождение балетмейстера.— Театр, 1965, № 8; Львов-Анохин Б. Искания Олега Виноградова.— Там же, 1968, № 12; Луцкая Е. «Горянка».— Муз. жизнь, 1968, № 11; Ступников И. Девушка с гор.— Культура и жизнь, 1969, № 1; Аркина Н. О некоторых особенностях современной хореографии,— Театр, 1970, № 11; Ступников И. Веселая история влюбленных.— Веч. Ленинград, 1971, 17 мая; Кремшевская Г. Первое десятилетие,— Театральная жизнь, 1974, № 7; Карп П. «Летят стрелы каленые».— Смена, 1974, 1 нояб.; Мелкумян М. «Ярославна».— Театр, 1975, № 8; Деген А. Увлеченность плюс мастерство.— Смена, 1976, 12 марта; Деген А. Мысль и поиск.— Ленингр. правда, 1977, 4 сент.; Бурсов Б. От танца к спектаклю.— Аврора, 1978, №12; Деген А. Танцует Хлестаков,—Смена, 1980, 14 авг.; Красовская В. Витязи современного балета.— Сов. балет, 1985, № 5; Деген А. Это — символ революции.— Там же, 1986, № 4; Гаевский В. Монолог кордебалета.— Театр, 1986, № 12.
А. Деген, И. Ступников