Шостаковичу посвящается

Пусть столетие со дня рождения Шостаковича отмечается у нас в стране и не с государственным размахом, все же этой дате посвящено немало мероприятий, а многие проводятся и за рубежом. Большой театр позаботился о балетах Дмитрия Дмитриевича и одной из его опер; Театр Станиславского и Немировича-Данченко остановил свой выбор на оперетте «Москва. Черемушки» и привлек к ее постановке молодежь из РАТИ; Владимир Спиваков сделал музыку Шостаковича основой программы прошлогоднего фестиваля в Кольмаре; Валерий Гергиев будет играть ее на предстоящем Пасхальном фестивале, на котором представит москвичам и спектакль «Нос». В течение года в лондонском Барбикан-холле в исполнении лучших оркестров под управлением Гергиева прозвучат все симфонии композитора.

Да и наши оркестры посвящают юбилею отдельные программы. В Московской консерватории стартовал концертный цикл, в рамках которого, в частности, Квартет имени Шостаковича исполнит все 15 квартетов. Мстислав Ростропович в начале марта дирижировал Восьмой симфонией на гала-концерте в римской Академии Санта Чечилия. Почти на целый год растянулись празднования столетия со дня рождения Шостаковича даже в германском Детмольде (инициатива и организация принадлежит молодой пианистке Дине Угорской), куда в мае отправятся выступать Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе... И это лишь часть готовящихся и свершившихся событий.

Вот и звукозаписывающие фирмы выпускают к юбилею Шостаковича особенные издания. Так, на фирме «Delos» состоялся релиз диска, записанного при участии сына композитора, дирижера Максима Шостаковича, а также молодого скрипача Дмитрия Когана, представителя другой славной музыкальной династии. Маэстро дирижирует Большим симфоническим оркестром имени Чайковского; скрипач, как нетрудно догадаться, солирует в обоих концертах Шостаковича. Для 27-летнего Дмитрия, за плечами которого нет конкурсных побед, факт выхода этой записи означает существенный шаг в карьере. Он ведет активную исполнительскую деятельность, является солистом Московской филармонии, хотя в столице увидеть афишу с его именем случается нечасто (автору этих строк доводилось слышать Дмитрия в дуэте с Иваном Рудиным).

В буклете диска отведено особое место родословной Дмитрия, так что если слушателю поначалу и не придет в голову сравнивать внука с прославленным дедом, то потом это желание в нем непременно пробудится (кстати, в 60-е годы с Кириллом Кондрашиным Леонид Коган сделал замечательную запись Первого концерта Шостаковича). Пожалуй, сама возможность подобного сравнения делает Дмитрию честь, хотя выдержать конкуренцию с его выдающимся предком, по правде говоря, почти невозможно. C Максимом Шостаковичем Дмитрий сотрудничает не впервые. Как сообщает сам Максим Дмитриевич в буклете, они выступали вместе во многих странах мира, что позволило маэстро отметить такие качества солиста, как «глубокое проникновение в замысел исполняемого произведения, техническое совершенство и яркий темперамент». «Мне особенно дорого его отношение к творчеству моего отца, — пишет М.Шостакович, — в котором молодой музыкант, проявивший незаурядную зрелось, продолжает развивать лучшие традиции, заложенные его предшественниками и современниками».

Другое любопытное издание, приуроченное к юбилею Шостаковича, — мировая премьера записи музыки к «Сказке о попе и о работнике его Балде», которую композитор писал в начале 30-х годов для мультфильма Михаила Цехановского, а затем перерабатывал для кинооперы. Альбом вышел под лейблом «Deutsche Grammophon» (кстати, увидеть диск на прилавках удастся не раньше середины апреля). Сюиту из этой музыки в 1979 году впервые записал Геннадий Рождественский, потом неоднократно к ней возвращался; не так давно чуть расширенную версию сюиты играл Владимир Федосеев. В 90-е годы Владимир Васильев поставил «Балду» в Большом театре. И только теперь дирижер Томас Зандерлинг, сборный оркестр, названный издателями «Russian Philharmonic Orchestra» (но не имеющий отношения ни к МГАФ, ни к «Русской филармонии»), а также солисты и «мининский» хор, ведомый хормейстером Александром Соловьевым, представили это сочинение в полном виде.

Партию Балды отлично исполняет бас Дмитрий Белосельский (солист Камерного хора), от имени попа выступает, хотя и совсем недолго, бас Дмитрий Степанович (солист Театра Станиславского и Немировича-Данченко). Фантазия и юмор Шостаковича в этом опусе поразительны. Чего стоит, например, песня Балды, которую он напевает под аккомпанемент самой что ни на есть натуральной балалайки (на ней играет лауреат международных конкурсов Дмитрий Калинин, правда, в список участников записи его включить позабыли). Другой неподражаемый фрагмент — «Грезы поповны», в котором саксофон выводит душещипательную мещанскую мелодийку под гитару, а затем следует томный вальс. Кроме того, здесь и танцующий медведь, и пляски мертвецов, и шествие бесов, и кружение ярмарочной карусели, и колыбельная, и галоп, и многое другое. На диске записаны еще три оркестровых фрагмента из «Леди Макбет», но самое ценное в его содержании — это, конечно, музыка «Балды», искрометная и порой совершенно неожиданная, исполненная с большим артистизмом и потому способная доставить любому слушателю массу положительных эмоций.

Татьяна Давыдова

Д.Шостакович. Скрипичные концерты. Д. Коган, М.Шостакович. БСО им. Чайковского. Delos. D 3363.

Д.Шостакович. «Сказка о попе и о работнике его Балде», сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». «Russian Philharmonic Orchestra». Thomas Sanderling. «Deutsche Grammophon». CD 00289 477 6112.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама