Шостаковичу посвящается

23.03.2006 в 15:25

Пусть столетие со дня рождения Шостаковича отмечается у нас в стране и не с государственным размахом, все же этой дате посвящено немало мероприятий, а многие проводятся и за рубежом. Большой театр позаботился о балетах Дмитрия Дмитриевича и одной из его опер; Театр Станиславского и Немировича-Данченко остановил свой выбор на оперетте «Москва. Черемушки» и привлек к ее постановке молодежь из РАТИ; Владимир Спиваков сделал музыку Шостаковича основой программы прошлогоднего фестиваля в Кольмаре; Валерий Гергиев будет играть ее на предстоящем Пасхальном фестивале, на котором представит москвичам и спектакль «Нос». В течение года в лондонском Барбикан-холле в исполнении лучших оркестров под управлением Гергиева прозвучат все симфонии композитора.

Да и наши оркестры посвящают юбилею отдельные программы. В Московской консерватории стартовал концертный цикл, в рамках которого, в частности, Квартет имени Шостаковича исполнит все 15 квартетов. Мстислав Ростропович в начале марта дирижировал Восьмой симфонией на гала-концерте в римской Академии Санта Чечилия. Почти на целый год растянулись празднования столетия со дня рождения Шостаковича даже в германском Детмольде (инициатива и организация принадлежит молодой пианистке Дине Угорской), куда в мае отправятся выступать Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе... И это лишь часть готовящихся и свершившихся событий.

Вот и звукозаписывающие фирмы выпускают к юбилею Шостаковича особенные издания. Так, на фирме «Delos» состоялся релиз диска, записанного при участии сына композитора, дирижера Максима Шостаковича, а также молодого скрипача Дмитрия Когана, представителя другой славной музыкальной династии. Маэстро дирижирует Большим симфоническим оркестром имени Чайковского; скрипач, как нетрудно догадаться, солирует в обоих концертах Шостаковича. Для 27-летнего Дмитрия, за плечами которого нет конкурсных побед, факт выхода этой записи означает существенный шаг в карьере. Он ведет активную исполнительскую деятельность, является солистом Московской филармонии, хотя в столице увидеть афишу с его именем случается нечасто (автору этих строк доводилось слышать Дмитрия в дуэте с Иваном Рудиным).

В буклете диска отведено особое место родословной Дмитрия, так что если слушателю поначалу и не придет в голову сравнивать внука с прославленным дедом, то потом это желание в нем непременно пробудится (кстати, в 60-е годы с Кириллом Кондрашиным Леонид Коган сделал замечательную запись Первого концерта Шостаковича). Пожалуй, сама возможность подобного сравнения делает Дмитрию честь, хотя выдержать конкуренцию с его выдающимся предком, по правде говоря, почти невозможно. C Максимом Шостаковичем Дмитрий сотрудничает не впервые. Как сообщает сам Максим Дмитриевич в буклете, они выступали вместе во многих странах мира, что позволило маэстро отметить такие качества солиста, как «глубокое проникновение в замысел исполняемого произведения, техническое совершенство и яркий темперамент». «Мне особенно дорого его отношение к творчеству моего отца, — пишет М.Шостакович, — в котором молодой музыкант, проявивший незаурядную зрелось, продолжает развивать лучшие традиции, заложенные его предшественниками и современниками».

Другое любопытное издание, приуроченное к юбилею Шостаковича, — мировая премьера записи музыки к «Сказке о попе и о работнике его Балде», которую композитор писал в начале 30-х годов для мультфильма Михаила Цехановского, а затем перерабатывал для кинооперы. Альбом вышел под лейблом «Deutsche Grammophon» (кстати, увидеть диск на прилавках удастся не раньше середины апреля). Сюиту из этой музыки в 1979 году впервые записал Геннадий Рождественский, потом неоднократно к ней возвращался; не так давно чуть расширенную версию сюиты играл Владимир Федосеев. В 90-е годы Владимир Васильев поставил «Балду» в Большом театре. И только теперь дирижер Томас Зандерлинг, сборный оркестр, названный издателями «Russian Philharmonic Orchestra» (но не имеющий отношения ни к МГАФ, ни к «Русской филармонии»), а также солисты и «мининский» хор, ведомый хормейстером Александром Соловьевым, представили это сочинение в полном виде.

Партию Балды отлично исполняет бас Дмитрий Белосельский (солист Камерного хора), от имени попа выступает, хотя и совсем недолго, бас Дмитрий Степанович (солист Театра Станиславского и Немировича-Данченко). Фантазия и юмор Шостаковича в этом опусе поразительны. Чего стоит, например, песня Балды, которую он напевает под аккомпанемент самой что ни на есть натуральной балалайки (на ней играет лауреат международных конкурсов Дмитрий Калинин, правда, в список участников записи его включить позабыли). Другой неподражаемый фрагмент — «Грезы поповны», в котором саксофон выводит душещипательную мещанскую мелодийку под гитару, а затем следует томный вальс. Кроме того, здесь и танцующий медведь, и пляски мертвецов, и шествие бесов, и кружение ярмарочной карусели, и колыбельная, и галоп, и многое другое. На диске записаны еще три оркестровых фрагмента из «Леди Макбет», но самое ценное в его содержании — это, конечно, музыка «Балды», искрометная и порой совершенно неожиданная, исполненная с большим артистизмом и потому способная доставить любому слушателю массу положительных эмоций.

Татьяна Давыдова

Д.Шостакович. Скрипичные концерты. Д. Коган, М.Шостакович. БСО им. Чайковского. Delos. D 3363.

Д.Шостакович. «Сказка о попе и о работнике его Балде», сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». «Russian Philharmonic Orchestra». Thomas Sanderling. «Deutsche Grammophon». CD 00289 477 6112.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама