Вячеслав Овчинников: создатель музыкальных ландшафтов

Исполнилось 70 лет еще одному представителю поколения шестидесятников — Вячеславу Овчинникову. Родился он в одном из крупнейших городов Центральной России — в Воронеже, в семье офицера и донской казачки. Военные годы провел в эвакуации — на Дальнем Востоке. Музыкой увлекался с ранних лет, слушая радио. Сочиняет с девяти лет. Учился в музыкальной школе, а в 1945 году поступил в училище при Московской консерватории. Потом был принят и в саму консерваторию, в класс композиции к профессору С.С.Богатыреву.

Тогда он особенно увлекался русской симфонической классикой — Чайковским, Бородиным, Рахманиновым. В этом ключе, еще будучи студентом, написал оперу («На заре туманной юности» на сюжет из жизни поэта А.Кольцова), балет «Песня песней», три симфонии, несколько симфонических увертюр, оратории «Времена года» и «Сергий Радонежский». Его симфоническая поэма «Фестиваль» открывала в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Окончив как композитор консерваторию (а в 1966 году и аспирантуру — по классу Т.Хренникова), вскоре поступает туда еще раз — теперь уже в класс симфонического дирижирования к профессору Лео Гинзбургу. Его опусы дирижируют молодые тогда Геннадий Рождественский и Альгис Жюрайтис, играют и записывают на пластинки маститые Давид Ойстрах, Леонид Коган и Эмиль Гилельс. Музыка Овчинникова выходит на отечественной «Мелодии», американских «Коламбии» и «Викторе», немецкой «Ариоле».

Впрочем, настоящая карьера ждет Овчинникова не столько на филармонической сцене, сколько в кино. Он знакомится с ведущими советскими режиссерами — С.Бондарчуком, А.Тарковским, В.Жалакявичюсом, А.Кончаловским, пишет музыку к таким их лентам, как «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», «Война и мир», «Дворянское гнездо», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Это сладкое слово — свобода». Овчинников не просто иллюстрирует фабулу каждого фильма, но талантливо передает психологические нюансы, духовный мир героев, ландшафты картин. Его музыка становится важным выразительным элементом каждого фильма — драматическим, а порой и эпическим. Работает композитор и над восстановлением звуковой дорожки в фильмах «Звенигора», «Арсенал», «Земля» режиссера А.Довженко.

Пробует себя Овчинников и как симфонический дирижер. Его дебют состоялся в апреле 1973 года в Москве, в концерте к 100-летию со дня рождения С.Рахманинова. Много раз входил в жюри исполнительских конкурсов. Режиссер А.Кончаловский заметил когда-то, что Овчинников — «...человек огромного таланта... Его музыка пронзительна наотмашь. У него нет заимствованного стиля... Но он весь соткан из русской и европейской культуры».

Петр Евгеньев

реклама

вам может быть интересно

Страсть к парадоксам Классическая музыка