Концертные вариации

03.08.2006 в 01:25

Фортепианные концерты русских авторов — будь то Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович — не сходят с афиш. Их присутствие в симфонической программе является залогом посещаемости и интереса публики, способной без конца наслаждаться любимыми сочинениями. Но много ли мы знаем о сути этой музыки, каков исторический контекст, окружавший их авторов, наконец, существуют ли иные опусы в копилке русской культуры, помимо ходовой десятки произведений названных композиторов? На эти и множество других вопросов дает ответ капитальный труд Елены Долинской «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия».

Автор — профессор Московской консерватории, многолетний исследователь творчества Метнера, Мясковского, автор прекрасных учебников по истории отечественной музыки — немного лукавит: ее книга далеко выходит за рамки, очерченные названием. Она прослеживает корни русского фортепианного концерта, уходящие в эпоху романтизма вплоть до Бетховена, напоминает о существовании целого массива сочинений этого жанра у Антона Рубинштейна и композиторов Могучей кучки, без которых вряд ли бы состоялись Чайковский и Рахманинов, дает представление о развитии концерта в наше время, наконец, держит в поле зрения вообще все инструментальные концерты — скрипичные, виолончельные, — создавая широчайшую панораму концертного движения.

В то же время такой подход не означает всеядности. В Интродукции Е.Долинская принципиально настаивает на «избирательности объектов анализа», подчеркивая, что подзаголовок «Исследовательские очерки» подразумевает свободу введения в ткань повествования сочинений, композиторов, иногда даже лишь в перечислительном упоминании. И тем не менее материал охвачен огромный, так что теперь наши титулованные солисты просто обязаны расширить свои исполнительские горизонты.

Е.Долинская создает изящную структуру книги, группируя очерки в три большие части. Все повествование предваряет «Увертюра на три темы», играющая роль историко-стилевого введения, так сказать, из XIX века — в XX. Затем первая часть — «Инструментальный концерт в русской музыке первой половины XX столетия: действующие лица и исполнители», — где рассматривается жанр в контексте разных стилевых течений: нового русского музыкального романтизма, неоклассицизма, конструктивизма, полистилистики. Кроме классиков, здесь можно найти исследования таких редкостей, как концерты Глазунова, Стравинского, А.Черепнина, Мосолова (о существовании двух последних вообще мало кто знал). В следующей части — «Инструментальный концерт в русской музыке второй половины XX столетия: новые действующие лица и исполнители» — повествуется о поисках второй волны авангарда и о возвращении к романтизму как реакции на технологические эксперименты. Охват персоналий огромен — Щедрин, Б.Чайковский, Леденев, Слонимский, Эшпай, композиторы-шестидесятники во главе со Шнитке, Губайдулиной, Денисовым, авторы из регионов. Вот здесь приходится сожалеть об отсутствии в книге именного и предметного указателей, позволяющих быстро сориентироваться и найти интересующего автора и сочинения.

Наконец, третья часть — «В лаборатории жанра» — дает возможность узнать точку зрения самих композиторов (например, раздел «Фортепианные концерты Прокофьева в его «Дневнике»), погрузиться в проблемы текстологии (очерки IX «Версии» и XII «Путь от замысла к воплощению»). Всю книгу прослаивает рефрен под весьма ассоциативным названием «Итоги», чей «метафорический смысл», как пишет Е.Долинская, «может быть соотнесен с „Прогулкой“ в „Картинках с выставки“ Мусоргского». Здесь обобщаются этапы развития концерта в России и, что важно, осмысляются, в том числе с позиции технологической эволюции самого фортепиано. Таким образом выстраивается общая картина истории русского концерта, движущаяся по спирали.

Адресаты книги — музыканты всех категорий, от композиторов, музыковедов, исполнителей до просто меломанов, интересующихся музыкой, поскольку автор умеет изложить самые глубокие идеи доступным и ясным языком.

Долинская Е. «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия». М.: Издательский дом «Композитор», 2006.

Евгения Кривицкая

Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

просмотры: 73

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

просмотры: 73