И это праздник?!

С незапамятных времен 27 августа в нашей стране отмечается День советского кино, после распада СССР именуемый День российского кино, — по-своему уникальный праздник. Казалось бы: ну чем не повод порадовать телезрителей роскошной кинотелепремьерой одной из свежих и качественных отечественных картин? Тем более что таковые имеются в запасниках всех ведущих телеканалов. Однако по непонятным причинам эти телеканалы дружно проигнорировали праздник кино.

Правда, «Россия» вроде бы не в счет — в праздничное воскресенье в прайм-тайм нам предлагают посмотреть авантюрную комедию «Об этом лучше не знать» («Россия», 27 августа, 20.45. Россия, 2005. В ролях: Виктор Раков, Дарья Поверенова, Евгения Дмитриева, Дмитрий Харатьян), которую даже из специалистов мало кто видел. Но это отнюдь не говорит о ее высоких достоинствах — как художественных, так и коммерческих. Снятая еще в прошлом году, она так и не смогла пробиться ни на один отечественный кинофестиваль, не говоря уж о зарубежных, не проявили к ней интереса и менеджеры кинопрокатных сетей и независимых кинотеатров. Поставил ее Дмитрий Томашпольский, засветившийся еще в 90-е годы как режиссер и сценарист нескольких неудачных и потому канувших в Лету картин. И на этот раз ему не удалось использовать предоставленную возможность попасть в обойму снимающих режиссеров, хотя он и сумел привлечь популярных актеров, и сюжетная интрига выглядела вполне выигрышной. Все построено на том, что главный герой Антон (Виктор Раков), преуспевающий бизнесмен, случайно узнал о тайном брачном агентстве, специализирующемся на знакомстве одиноких женщин с состоятельными женихами. Постепенно им начинают овладевать подозрения. Так ли уж случайно три года назад он столкнулся с «жигуленком», за рулем которого сидела его нынешняя жена? Не был ли его счастливый брак с любимой женщиной тщательно просчитан и подстроен? И он поручает одной из своих подчиненных провести расследование и проникнуть в таинственное агентство...

Пожалуй, лишь канал «Культура» откликнулся на День российского кино качественными отечественными фильмами, пусть и не первой свежести. Прежде всего это поэтическая драма «Белая птица с черной отметиной» («Культура», 27 августа, 15.00. К/с им. А.Довженко, 1971. Режиссер Юрий Ильенко. В ролях: Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Александр Плотников, Лариса Кадочникова, Наталья Наум, Джемма Фирсова, Юрий Миколайчук) — едва ли не лучший украинский фильм последних десятилетий, лауреат Главного приза VII Московского МКФ. Юрий Ильенко, один из родоначальников нового украинского поэтического кино, после яркой, талантливой, но драматургически рыхлой, непонятной, перенасыщенной метафорами и символами фантазии «Ночь накануне Ивана Купала» (1968) по мотивам повести Н.Гоголя, вдруг поразил этой самобытной и пронзительной лентой, которую на ура приняли как критики, так и зрители. Одна из главных причин успеха — замечательный сценарий, который написал сам режиссер в соавторстве с исполнителем одной из главных ролей Иваном Миколайчуком. Это история многодетной гуцульской семьи Леся Звонаря (Плотников), на долю которой выпали тяжкие испытания. Жизнь развела сыновей Леся. Старший (Иван Миколайчук) пошел в Красную Армию, средний (Ступка) стал бандеровцем, младший (Юрий Миколайчук) попытался остаться в стороне. Не раз перехлестнутся их дороги и судьбы — то в любви к поповой дочке (Кадочникова), то на горных тропах с оружием в руках...

А затем в прайм-тайм смотрите «Дневник его жены» («Культура», 27 августа, 22.55. Россия, 2000. Режиссер Алексей Учитель) — рассказ о любви и одиночестве, а также о неизвестной для очень многих частной жизни великого русского писателя Ивана Бунина. В центре сюжета лежит запутанная любовная история, участниками которой являются сам Бунин (Андрей Смирнов), его жена Вера (Галина Тюнина), молодая поэтесса Галина Плотникова (Ольга Будина), оперная певица Марга Ковтун (Елена Морозова) и литератор Леонид Гуров (Евгений Миронов). Идея ленты родилась у Дуни Смирновой, постоянной сценаристки Алексея Учителя, из-за внешнего сходства ее отца, режиссера и актера Андрея Смирнова, и Бунина. И его выбор на главную роль оказался попаданием в десятку. Впрочем, и остальные актеры оказались на месте. Картина отличается тонким психологизмом и выверенной режиссурой и потому была выдвинута от России на «Оскара» и приглашена на пятнадцать международных кинофестивалей. «Это прежде всего история больших страстей, — отмечал режиссер. — Я думаю, что и нашему, и зарубежному зрителю сегодня только это и нужно. Мы пришиблены жизнью, некоммуникабельны, одиноки. Мы забыли, что такое сильные страсти, большая любовь, все на таком приземленном уровне... Когда нашу картину принимал экспертный совет, очень уважаемые мною люди именно так и говорили: „Это великий писатель, зачем вытаскивать грязное белье, это нам не нужно“ Меня это убило наповал. Я-то ставил перед собой абсолютно другие цели. По поводу лесбийского мотива у меня был какой-то комплекс с самого начала. Но потом я понял, что это совершенно не важно, кого полюбила любимая Бунина, Галина, мужчину ли, женщину. Важно, что происходит в итоге с Буниным. Вы только представьте, какая это трагедия для мужчины, которому семьдесят и от него уходит возлюбленная! А потом он три года молчит, не пишет, и через три года эти две женщины, Галина и ее любимая, приезжают и начинают жить в его доме, где он живет с супругой. И тогда он садится и пишет „Темные аллеи“ — быть может, самое свое лучшее, этот гимн женщине, гимн любви. Мы ходили по краю пропасти, снимая этот фильм. Главное было — избежать „клубнички“, пошлятины».

К сожалению, из всех фильмов, которые нам подадут к праздничному столу, только один высшего класса — «Челюсти» («Россия», 27 августа, 0.40. США, 1975. Режиссер Стивен Спилберг. В ролях: Роберт Шоу, Рой Шайдер, Ричард Дрейфус, Мюррей Гамильтон). Эта лента, удостоенная трех «Оскаров», в том числе за музыку и монтаж, двух «Золотых глобусов» (за музыку и монтаж), собрала в мировом прокате 470,6 миллиона долларов и положила начало целой серии ужастиков о рыбах-убийцах, впрочем, ни один из них так и не поднялся до уровня первоисточника. Творение Спилберга поражает специальными эффектами и замечательными комбинированными съемками. Как подчеркивали критики, «Челюсти» — «это замораживающее кровь в жилах великое зрелище». И еще один отзыв: «Режиссеру удалось создать триллер, не потеряв при этом интеллигентности. Он продемонстрировал свою веру в неведомое, в некий апокалипсический ужас, с которым готовы сразиться герои фильма». Завязка действия: на побережье курортного города находят останки погибшей девушки — жертвы появившейся в этих местах акулы-убийцы. Шеф полиции (Шайдер) намерен сообщить населению об опасности, но мэр, опасаясь финансовых потерь из-за оттока отдыхающих, уговаривает его не делать этого. Однако еще несколько случаев нападения акулы на людей вынуждают их назначить вознаграждение тому, кто ее убьет...

Еще две картины заслуживают особого внимания. «Любовник» (НТВ, 27 августа, 0.40. Франция — Великобритания — Вьетнам, 1992. Режиссер Жан-Жак Анно) — эротическая мелодрама. ...Они встретились в Сайгоне в 1929 году. Она (режиссер, просмотрев сотни претенденток, уже отчаялся найти исполнительницу главной роли, когда случайно в глянцевом журнале увидел фотографию юной модели англичанки Джейн Марч) — 15-летняя француженка, которая учится в привилегированном колледже для вьетнамцев. Он (Тони Леун) — 30-летний китаец, развращенный богатым опытом сладкой жизни. Между ними вспыхнула искра испепеляющей страсти... Из удостоенного Гонкуровской премии одноименного романа-бестселлера Маргерит Дюрас, в котором писательница рассказывает и о своей первой любви (будучи подростком, она влюбилась в Сайгоне в богатого 30-летнего китайца), Анно вычленил эротико-мелодраматическую линию и снял тонкий, чувственный, наполненный вьетнамской экзотикой фильм. Эротические эпизоды поданы тактично, в эстетском, поэтичном ключе. Текст от автора читает Жанна Моро. Такая трактовка любимого ее произведения пришлась не по вкусу писательнице, и она сделала собственную киноверсию романа под названием «Любовник из Северного Китая», которая в отличие от фильма Анно, получившего, кстати, «Сезара» за музыку Габриэля Яреда («Холодная гора», «Троя») и номинацию на «Оскара» за операторскую работу, успеха не имела.

Стоит посмотреть и военную драму «Грязная дюжина» (НТВ, 27 августа, 2.55. США — Великобритания, 1967), снятую по новелле Е.М.Натансона. Классик американского кино Роберт Олдрич сумел собрать звездную компанию: Джим Браун, Джон Кассаветис, Чарльз Бронсон, Дональд Сазерленд, которые сыграли мужественных героев, что уже ждали смерти в английской военной тюрьме «Морстон-Тайн» в 1944 году, когда войска союзников готовились к высадке в Нормандии. Но этим бойцам и еще нескольким их коллегам выпал уникальный шанс избежать позорной казни и обрести свободу: не отличающийся примерным поведением майор английских десантных войск Райсман (Ли Марвин) получил задание подготовить группу десантников из состава заключенных-смертников и осуществить с этой группой смертельно опасную вылазку в тыл врага и уничтожить элиту командного состава, развлекающуюся в старинном замке, превращенном в бордель. Райсман набирает себе дюжину сорвиголов, которым дается шанс проявить себя на поле брани. При этом им поставлено условие: если хоть один из них попробует улизнуть или другим образом предать общее дело, остальные будут возвращены в тюрьму... Как отмечала критика, это один из самых циничных, безжалостных и трезвых фильмов о войне.

Вот, пожалуй, и все «блюда» с праздничного «стола», которые в большей или меньшей мере могут заинтересовать гурманов. Ну а не для гурманов выбор несравненно больший. Взять хотя бы нашумевшую в свое время «Воздушную тюрьму» («Первый канал», 27 августа, 21.20. США, 1997. Режиссер Саймон Уэст), собравшую в мировом прокате 224 миллиона долларов при бюджете в 75 миллионов. Это один из тех редких боевиков, которые смело можно рекомендовать для просмотра всей семьей. Фильм очень динамичный, зрелищный, но без переизбытка насилия. В главной роли снялся Николас Кейдж — сейчас один из самых популярных и востребованных голливудских актеров. Его персонаж Кэмерон По — герой войны в Персидском заливе, — защищая беременную жену, расправился с бандитами и... из-за судебной ошибки отсидел в тюрьме 8 лет. Всего лишь за несколько часов до того, как он должен был выйти на свободу, «Воздушную тюрьму» — транспортное подразделение полиции США, перевозящее особо опасных преступников, — захватила банда во главе с рецидивистом Гриссомом (Джон Малкович). Кэмерон решает взять ситуацию в свои руки и помочь полиции подавить тюремный бунт на борту авиалайнера, ведь для него это — единственный шанс остаться в живых и попасть домой. Только один человек на земле готов ему поверить — шериф Винс Ларкин, который вынужден преодолевать невероятные трудности, чтобы не позволить своему начальству взорвать самолет вместе со всеми пассажирами...

Геннадий Белостоцкий

Задаетесь вопросами — зачем человечество придумало праздники или какой сегодня праздник? Ученые полагают, что потребность в эмоциональных контактах — одна из насущных потребностей человека. И, вероятно, в праздник мы хотим побаловать в себе не только гурмана и эстета — мы ждем от него яркости и тепла, хотим насытиться нежностью своих родных, поговорить с друзьями, c которыми давно не встречались. Праздник — это способ отдохнуть от рутинных будних дней и получить новые эмоции!

реклама