По примеру СТС

Открывая новый телевизионный сезон, канал СТС резко повысил качество кинопоказа и тем самым поднял «планку» на завидную высоту. Отрадно, что этому примеру последовал и «Первый канал»: такого количества классных фильмов, как на обозреваемой неделе, нам, пожалуй, еще и не предлагали. В их числе аж пять (!) телепремьер, и все они состоятся в прайм-тайм.

Наибольший зрительский интерес вызовет, безо всякого сомнения, «Солдатский декамерон» («Первый канал», 24 сентября, 21.50. Россия, 2005. Режиссер Андрей Прошкин). Во-первых, название интригует: оно отсылает нас к знаменитым игриво-эротическим новеллам Боккаччо. А поскольку действие происходит в современной российской армии... Во-вторых, одну из главных ролей играет Михаил Пореченков — один из самых популярных ныне актеров. В-третьих, на эту картину ставили руководители СТС (выступили в качестве генеральных продюсеров) и ее выход на экраны предварялся массированной рекламной кампанией. Так что о фильме слышали все, но, думаю, далеко не все придут в восторг от увиденного на экране. Вроде многое в фильме должно «работать», и прежде всего любопытная сюжетная интрига: любовные истории в отдаленном лесном гарнизоне нанизываются одна на другую. Симпатичный салага Боря (Александр Яценко) закрутил роман с обеими дочками командира части (их играют Елена Лядова и Клава Коршунова) и предается любовным утехам в самых нестандартных позах и ситуациях (неужели на канале ничего не вырежут?). Дембель Гена (Андрей Гуркин), влюбленный в Веру (Юлия Высоцкая), жену лейтенанта Пантелеева (Михаил Пореченков), тайно оказывает ей романтические знаки внимания. Она думает, что это муж, но муж занят другим: у него, оказывается, просто-напросто крыша поехала. Из-за любви к телефонистке Рае рядовой Хаитов покончил с собой... Комическое, эротическое, анекдотическое и трагическое бродят рядом и у Боккаччо, но там рассказ ведется легко и непринужденно, чуть ли не каждая страница дышит озорством, бьющим через край весельем, характеры персонажей обозначены грубыми мазками — но как они интересны, жизненны!.. Здесь же все натужно и надуманно, если не считать развернутого эпизода, где так здорово сыграла Юлия Высоцкая. Композиция фильма оказалась рыхлой, диалоги выглядят фальшивыми, и это удивительно: ведь сценарий написал Геннадий Островский — один из самых авторитетных на сегодняшний день кинодраматургов.

На порядок интереснее, на мой субъективный взгляд, «Деньги на двоих» («Первый канал», 23 сентября, 23.00. США, 2005. Режиссер Д. Дж. Карузо). Когда-то Аль Пачино здорово сыграл самого дьявола в «Адвокате дьявола». Здесь он вновь в том же образе, только со знаком плюс, и вновь играет так здорово, что фильм можно считать его своеобразным бенефисом. На этот раз его персонаж, Уолтер, владеет некоей загадочной и широко известной (у Уолтера своя передача на ТВ) конторой, которая занимается спортивными прогнозами и получает навар в виде откатов от богатых клиентов, которые прислушались к прогнозам и по-крупному выиграли. Однажды Уолтер обнаружил дар предсказателя у бывшего футболиста Брэндона (Мэтью Макконахью). Шесть лет назад навсегда распрощавшись со спортивной карьерой после полученной травмы, он вынужден теперь горбатиться на горячей телефонной линии, отвечая на вопросы азартных любителей спорта по поводу исхода той или иной спортивной встречи. Уолтер сделал Брэндону предложение, от которого тот не мог отказаться: приодел и навел лоск, представил всей стране в своей телепрограмме, сделал ведущим сотрудником своей конторы, положил солидное жалованье. И все это новый оракул отрабатывал сполна, но через некоторое время его дар куда-то испарился... " Изюминка" картины в том, что Уолтер искренне привязывается к Брэндону, видит в нем своего преемника и чуть ли не сына. Кроме того, он и сам, оказывается, азартный игрок, что в его профессии недопустимо. Определенный драматизм в ткань картины вносит Рене Руссо в роли жены Уолтера, и она, как и Мэтью Макконахью, отлично смотрится рядом с Аль Пачино. Жаль вот только, что не нашлось более умелого режиссера, чтобы рассказать эту историю. Огорчают и очевидные драматургические просчеты (слишком затянуто прощание Брэндона со спортом, неоправданно большое место занимают дела конторы Уолтера и т.д.).

В отличие от «Денег на двоих», собравших в мировом прокате скромные 30 миллионов долларов при бюджете 35 миллионов, «Улыбка Моны Лизы» («Первый канал», 23 сентября, 23.50. США, 2003) в коммерческом отношении оказалась куда более успешной (собрала 141 миллион долларов при бюджете 65 миллионов) — народ пошел на Джулию Робертс, которая в очередной раз сполна отработала свой суперзвездный гонорар (25 миллионов долларов). Свой класс подтвердил и режиссер Майк Ньюэлл («Донни Браско», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Гарри Поттер и кубок огня»). Действие происходит в середине прошлого века в одном из самых престижных женских колледжей США, где из девушек на выданье лепят образованных и вышколенных дам — будущих жен VIP-персон. Новый преподаватель истории искусств Кэтрин Уиллис (Робертс), будучи яростной феминисткой, наперекор остальным педагогам, да и самим ученицам (достойную компанию восходящим звездам Голливуда Кирстен Данст, Мэгги Гилленхаал, Джулии Стайлс и Доминик Уэст составили их пока малоизвестные коллеги) пытается разбудить их самосознание. «Сценарий „Улыбки Моны Лизы“, — отмечала Джулия Робертс, — заинтересовал меня потому, что он напоминает современным женщинам, какого прогресса мы добились за последние пятьдесят лет. Поучительно видеть, насколько мы продвинулись — начиная от права голосовать и заканчивая правом носить брюки. Надеюсь, фильм посмотрят двенадцатилетние современные девчонки, которые уверены в том, что цивилизация началась с Бритни Спирс». Фильм, однако, интересен не столько своей проблематикой, сколько драматизмом, психологизмом и действительно мастерски воссозданной атмосферой 50-х. Многое построено на полутонах, на мимолетности, на загадочной недосказанности, и в этом смысле перекличка названия картины с портретом кисти Леонардо вполне оправданна.

А вот «Россия» — главный конкурент «Первого канала» — ничем особенным не порадовала. Если не считать заявленной в рубрике «Киноакадемия» музыкальной драмы «Блеск» («Россия», 21 сентября, 0.35. Австралия, 1996). В основу этой ленты, удостоенной семи номинаций на «Оскара», включая главные — за фильм, режиссуру, сценарий, актерские работы, и «Оскара» за лучшую мужскую роль (Джеффри Раш), легла история жизни знаменитого австралийского пианиста Дэвида Хелфготта, который 20 лет провел в состоянии умопомешательства. Он выздоровел и доказал, что пальцы вновь ему послушны и способны извлекать поистине волшебную музыку. Скотт Хикс рассказывает о трех периодах жизни Хелфготта. Ребенком (в исполнении 7-летнего Алекса Рафаловича) он страдает от деспотизма отца (Армин Мюллер-Шталь), желающего лично сделать сына-вундеркинда большим мастером. В юности его преследуют неудачи, однако в конце концов он стал одним из величайших музыкантов, настоящим пианистом-виртуозом. Но вот Дэвид решается сыграть Третий фортепианный концерт Рахманинова и после первого же публичного исполнения этого гениального произведения без чувств падает на сцену и на долгие годы погружается в безумие... На церемонии вручения «Оскаров» публике представили настоящего Хелфготта. Оказалось, что актер Джеффри Раш очень похож на своего героя. Он выучился не только улыбаться, двигаться, говорить, как Хелфготт, но и очень выразительно играть на фортепиано. Игра Раша произвела очень сильное впечатление на самого Хелфготта: «Это лучший фильм, увиденный мною со времен «Бена Гура».

В очередной раз «вторая кнопка» предлагает нам в воскресный прайм-тайм премьеру неудобоваримого отечественного фильма. На «Фарт» («Россия», 24 сентября, 21.25. Россия, 2005) — полнометражный режиссерский дебют Романа Хруща (ранее он засветился крайне неудачной короткометражкой «Крестик-и-нолик» (2001), которая вошла как новелла в альманах «Два солдатика бумажных») — государство в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии выделило 500 тысяч долларов, еще 300 нашел продюсер Федор Попов. И львиная часть этих денег, как с гордостью заявил продюсер, ушла не на рекламу, а на съемки. Сорок дней съемочная группа провела на Алтае, на реке Катунь. Природа снята прекрасно, но это, пожалуй, единственное, что достойно внимания в фильме. В чудных сибирских ландшафтах развертывается действие, которое, мягко говоря, вызывает недоумение. На золотые прииски, разрабатываемые кустарным образом, прибывает некий молодой человек (Евгений Цыганов) — не то бывший офицер, не то бомж — с целью заработать деньжат, чтобы (это выяснится ближе к концу)... купить во Вьетнаме какую-то редкую рыбку. Все персонажи ведут себя неадекватно. На нашего героя, якобы нашедшего золотую жилу, напали бандиты, и он с легкостью необыкновенной обратил их в бегство. А несколько позже он же, когда на прииск напали другие бандиты, был просто беспомощен. Начальник прииска, когда его бандитского вида работяги собрались обмыть конец сезона, ушел, оставив свою юную дочь (Яна Есипович) с ними. Бандиты, ограбившие прииск, зачем-то прихватили с собой полуголую (а дело было зимой) дочь начальника. Начальник, направив карабин на нашего героя, заставил его — безоружного, без запаса продуктов, полуодетого! — помчаться в погоню за вооруженными бандитами. И где-то полфильма длится погоня, в финале которой наш герой (он к тому времени стал пленником бандитов, и они его почему-то потащили с собой) вместе с девушкой бросаются с высокой скалы в реку, долго-долго плывут (человек в ледяной воде минут через десять погибает!), ночью их прибивает к берегу. И тут невесть откуда является спасение в виде вертолета...

Наконец-то порадовала «Культура» — и прежде всего премьерой полной режиссерской версии шедевра Эмира Кустурицы «Время цыган» («Культура», 18 — 22 сентября, 23.05. Югославия, 1989). Жаль вот только, что эту метафоричную, притчевую по содержанию и потому сложную для восприятия картину на канале разбили на пять частей и выпустили в эфир как минисериал. Это история цыганской семьи, которая живет в цыганском поселке под Сараево: бабушка Хатиджа, ее непутевый сын Мерджан, его дочь Даца и сын умершей дочери Хатиджы — Перхан. Мерджан не только бездельник и заядлый игрок в кости, но и ловелас, вот и приходится Хатидже откупаться от соблазненной им девушки. Любимый внук Перхан, наоборот, полюбив соседку Азру, отправляется сватать ее, но, получив отказ, пытается наложить на себя руки. В это время Мерджан проигрывается в карты заехавшему домой мафиозному дельцу Ахмеду, который заправляет своими делами в Италии. Мерджану достается от подручных Ахмеда, но, узнав, что его дочери требуется операция, Ахмед забирает с собой Перхана и Дацу и обещает, что оплатит операцию девочки... И это только начало фильма. Кустурица превращает эту историю в своего рода мифологическое сказание, то и дело пересекая грань между реальным и ирреальным, мечтой и действительностью, жизнью и смертью, проявляя себя как поэт и философ.

Геннадий Белостоцкий

Тип
Раздел

реклама