«Мифология» от Патрисии Барбер

Единственный концерт в Москве культовой чикагской вокалистки и пианистки Патрисии Барбер прошел при аншлаге в Камерном зале ММДМ. Она приехала вместе со своей группой, в которую вот уже много лет входят басист Майкл Арнопол, гитарист Нил Алджер и барабанщик Эрик Монтцка. Патрисия впервые в России и, по ее словам, в восторге от российской публики. Надо сказать, что и публика была в восторге от Патрисии — ее альбомы давно и хорошо известны российским любителям джаза. С середины 80-х вышли девять ее компакт-дисков, а на московском концерте в основном звучали разностильные песни из последнего авторского альбома «Мифология», который создавался по мотивам «Метаморфоз» Овидия. Тексты и музыка здесь имеют равноценное значение, поэтому при восприятии этих песен важно, чтобы слушатели понимали английский язык.

Патрисия Барбер вышла на сцену с рюмкой коньяка в руке — говорят, она уже привыкла в процессе исполнения стимулировать себя алкоголем. А когда села за рояль, тут же сняла туфли и даже носки и, оставшись на сцене, подобно Айседоре Дункан, босиком, начала играть какой-то мутный хроматизированный авангард. Этого от нее никто не ожидал, и на несколько минут в зале повисла атмосфера общего недоумения. Однако вскоре Патрисия переключилась на джаз и арт-рок, впрочем, от авангарда тоже впоследствии не отказывалась, залезая под крышку рояля и импровизируя на струнах.

Такое впечатление, что от Барбер реально исходят сильнейшие электромагнитные импульсы — даже в долгих паузах, когда она, казалось бы, просто слушает партнеров по ансамблю. Конечно, здесь большое значение имеет ее реакция — очень эксцентричные жестикуляция и мимика, которые всегда в точности соответствуют каждому моменту музыки. К тому же там, где пение вроде бы не предполагается, Барбер поет беззвучно, изображая, как инструментальные партии могли бы звучать в вокале.

Все поведение Патрисии на сцене (как, собственно, и ее музыка) говорит о свободе от каких бы то ни было штампов и условностей. Но играет она босиком, думается, не только чтобы слегка эпатировать или заинтриговать аудиторию. Вероятно, она хочет чувствовать педали ногами точно так же, как руками — клавиши. Во всяком случае, Патрисия Барбер — очень серьезный музыкант, она не станет размениваться на чисто внешние, дешевые эффекты.

Оригинальные композиции из альбома «Мифология» Патрисия Барбер разбавляла джазовыми стандартами и вечнозелеными мелодиями авторства Джорджа Гершвина, Антониу Карлуша Жобима, Диззи Гиллеспи, Сая Коулмена, Фрэнка Черчилла. Далеко не всегда она играла тему целиком, часто это был только фрагмент, за которым следовала очень нестандартная импровизация, почти не имеющая с ним точек соприкосновения. А тему Гиллеспи «Groovin’ High» Барбер представила как расчлененную цитату с гигантскими паузами в совершенно неожиданных местах.

Как оказалось, Патрисия Барбер знает и любит российскую классику — Чайковского, Мусоргского, Прокофьева. «Возможно, мы еще встретимся», — сказала она со сцены и пообещала в свой следующий приезд в Москву сыграть Скрябина...

Ирина Северина

реклама