Без скидок на возраст

Завершился VI Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена

25.09.2008 в 21:51

Честно говоря, на предложение осветить проходящий в Москве VI Международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена откликнулась без особого энтузиазма, так как с подозрением отношусь к детским конкурсам. «Ребенок хорошо играет для своего возраста»... А что будет, когда он станет взрослым? Чем тогда станет очаровывать? И как в юном возрасте распознать индивидуальность? А вдруг это всего лишь детская непосредственность, которая со временем уйдет? Словом, вопросов масса. Но, в конце концов, прелестные мальчики и девочки в красивых нарядах исполняют божественную музыку Шопена: пусть не гениально, но наверняка старательно и с большим желанием. Почему бы не послушать?..

Теперь конкурс позади. Прежде чем поделиться впечатлениями, несколько слов о состязании в целом. Как сказано в буклете, это «один из самых стабильных конкурсов в «новой России»: впервые он прошел в 1992 году и с тех пор устраивается каждые четыре года. (Исключение составил V конкурс, который состоялся через два года после предыдущего и проходил в Пекине.) Исполняются только сочинения Шопена. Притом что главным организатором выступает Общество имени Ф.Шопена в Москве, в состязании сильна «восточная составляющая»: иностранные участники в основном — из Китая и Республики Корея. А теперь непосредственно о прошедшем конкурсе (так как статья пишется по горячим следам, изложу впечатления в форме дневника).

Первые два дня — I тур . Судя по буклету, жюри представительное: известные музыканты из Великобритании, Франции, Германии, Польши, Кореи. Россию представляют Михаил Воскресенский и председатель жюри Николай Петров.

С удивлением узнала, что из тридцати пяти заявленных участников приехали только девятнадцать: в кулуарах говорят, из-за ситуации на Кавказе. Особенно массово «прокатили» конкурс китайцы, зато почти полным составом прибыла Южная Корея. Ребятам в основном по 14 — 15 лет. Все, кто младше, смотрятся белыми воронами: играют бодренько, но силенок явно маловато. Есть и «старички» 17 лет. В целом уровень высокий, техника — на грани фантастики. Что касается индивидуальности, то у некоторых она очень даже проявляется. Романтическим напором покорил кореец из Канады Весли Чу (в буклете написано, что он «в 5 лет с отличием окончил консерваторию» — опечатка?), тонко, с неуловимым флером играла москвичка Анастасия Нестерова, на одном дыхании исполнил Полонез-фантазию Сеонг Джин Чо из Кореи, блеснул артистизмом ученик ЦМШ Николай Хозяинов. Первый тур окончен, на второй отобрали более-менее справедливо.

Третий и четвертый дни конкурса — II тур . У питомца ЦМШ Алексея Чуксина удивительно сосредоточенная манера исполнения, интеллигентный, красивый звук. Странно, что не заметила его на I туре... Весли Чу разочаровал открытым громыхающим тембром, да и количество фальшивых нот в соль-минорной балладе могло бы быть поменьше... Анастасия Нестерова: по-прежнему купается в тихих, хрустальных звучностях, мазурки под ее пальцами просто завораживают... Но, скорее всего, на третий тур не пройдет: у Шопена не все ведь пиано, есть и фирменное, героическое форте, а оно-то у пианистки и не выходит. Николай Хозяинов: уверенная походка, копна золотых волос, на сцене чувствует себя, как рыба в воде. Между тем миниатюры сыграны несколько по-школярски, а Скерцо ми мажор — пусто и технически небезупречно. Кажется, в зале у него своя группа поддержки: чуть что, кричат и хлопают. Ба, да он ученик Михаила Воскресенского! Как же тогда понимать памятные всем заявления Николая Петрова о недопустимости участия в конкурсе учеников членов жюри?.. Сеонг Джин Чо: вот это открытие! Превосходные, осмысленные фразы, идеальная прозрачность фактуры, поразительное чувство формы. Неужели ему всего 14?!

Кстати, к концу второго тура ловлю себя на мысли, что никакой скидки на детский возраст (чего так боялась!) не делаю. Бог с ними, с недочетами — общий уровень участников, та свобода, с которой они держатся на сцене, позволяют оценивать их как абсолютно взрослых музыкантов!

Шестой и седьмой дни — III тур . Каждый пианист должен исполнить один из шопеновских концертов — совместно с оркестром учащихся Московского колледжа музыкального исполнительства имени Ф.Шопена. Слежу за своими фаворитами. Как и думала, Нестерова не прошла. У Чуксина интеллигентность обернулась бесстрастностью. Кореец Чо великолепен: каждая фраза пропета-прочувствована, при этом ничего случайного, одно вытекает из другого, а ведь в ми-минорном концерте так легко захлебнуться романтическим пафосом и развалить форму... Что, кстати, и делает канадский вундеркинд Чу. Николай Хозяинов на этот раз выступает отлично: концерт фа минор сыгран филигранно, с тончайшими нюансами. И все же Чо стабильнее и ярче. А победителем наверняка станет «привилегированный» Хозяинов...

Восьмой день конкурса — подведение итогов . Победителем стал-таки Чо! Напрасно я подозревала жюри в необъективности... Хозяинов на втором месте, Чуксин — на третьем. Канадец отлетел аж на шестое. Четвертую и пятую премии получили крепкие пианистки соответственно из Узбекистана и Кореи.

На концерте лауреатов участники играли на автопилоте, что понятно — устали. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы» после такого нечеловечески трудного фортепианного марафона? Один Чо оказался поистине двужильным. Вновь исполнил ми-минорный концерт, и вновь великолепно! Овации зала продолжались до тех пор, пока их не прервал ведущий Святослав Бэлза, объявивший об окончании конкурса.

Что в итоге? Николай Петров сказал, что такого «созвездия талантов» на конкурсе прежде не бывало. И правда, состязание поразило своим уровнем (его участников хоть завтра — на Конкурс Чайковского!), да еще и обнаружилась бесспорная восходящая звезда — 14-летний кореец Сеонг Джин Чо. Судя по его интеллекту и собранности, он не только не растеряет, но и приумножит данный ему Богом багаж. Возможно, проявят себя в будущем Николай Хозяинов и Алексей Чуксин. Впрочем, неулыбчивый и сосредоточенный Чуксин — вещь в себе, а вот Хозяинов... Иногда кажется, что он работает на публику больше, чем на музыку, а это опасно, тем более для начинающего артиста.

В целом же могу сказать, что в Москве под вывеской «детского» конкурса прошло высококлассное музыкальное мероприятие. Без рекламы и ажиотажа.

Татьяна Слюсаренко

реклама

вам может быть интересно

От Рембрандта до Берио Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Николай Петров, Фридерик Шопен

просмотры: 573



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть