Эдит Пиаф: голос парижских улиц

Эдит Пиаф

К 95-летию cо дня рождения

Юбилеи бывают разные — громкие, помпезные или тихие, семейные. Иногда это не зависит от гения юбиляра. Трудно сказать, каким образом через пять лет во Франции будут отмечать юбилей одной из ее самых любимых дочерей — Эдит Пиаф. Скорее всего, устроят выставку в мэрии — с бесплатным посещением для всех желающих, с минимальным количеством предметов, принадлежавших певице, и изобилием голоса Пиаф, записанного на пластинки.

Что-то подобное уже проходило в мэрии к 40-летию со дня смерти парижского «воробушка» в 2003 году. На выставке совсем нечего было смотреть — только плохого качества черно-белые фотографии, увеличенные до циклопических размеров, но атмосферу все-таки удалось создать за счет все тех же песен, звучавших в разных залах. Посетитель как бы совершал путешествие во времени вместе с Эдит, с ее голосом, который был и остается символом Парижа. Именно голос и дух, а не сама Пиаф, ибо материальных свидетельств ее жизни в Париже практически нет. И дело не в том, что ничего не сохранилось, что потомки были невнимательны к ее памяти, и не в том, что она оставила какое-то особое завещание. Она только любила повторять, что живет исключительно в песне, как только перестанет петь — сразу умрет.

В ее случае слова стали пророческими. Пиаф продолжает жить в песне, которая звучит на улицах Парижа, в ушах романтически настроенных его жителей и туристов со всего мира. Парадоксальным образом «звучит» сегодня Пиаф не там, где звучала когда-то. История все перевернула, обратила вспять. Мифология вышла из-под контроля, но XXI век запустил новую версию Пиаф, и она интересная. К 95-му дню рождения певицы, не дожидаясь 100-летнего юбилея, мы решили опубликовать небольшой авторский путеводитель по «официальным» местам Пиаф в Париже с живыми наблюдениями о том, какое значение эти места имеют в повседневной парижской жизни.

Началась Эдит Пиаф с Менильмонтана — пролетарского района на востоке столицы. Место удалено от центра так же, как и Монмартр, но менее романтичное, более убогое и совсем не поэтическое, хотя и не такая рабочая окраина, как окрестности близлежащих Порт де Лила, воспетых в фильме Рене Клера. Итак, Эдит Джованна Гасьон, будущая Эдит Пиаф, родилась на ступеньках дома номер 72 по улице Бельвиль, что в 20-м округе. Об этом рассказывает потемневшая и раскрашенная граффити табличка со словами «На ступеньках этого дома 19 декабря 1915 года в большой нужде родилась Эдит Пиаф, голосу которой суждено было впоследствии перевернуть мир». Разглядеть табличку крайне сложно, так же как и синюю керамику портрета Пиаф с отколотым уголком. Сама улица Бельвиль, небольшая, но оживленная, изобилует арабскими, индийскими и китайскими кафе и магазинчиками. Прохожие одеты в африканском стиле. Встретить здесь человека с фотокамерой — большая редкость, поэтому толпа любопытных немедленно устремляется за фотографом, и с удивлением люди обнаруживают, что живут рядом с домом, где родилась великая Пиаф. Впрочем, информацию с мемориальной доски биографы певицы считают мифической, потому что, согласно официальным документам, Эдит Гасьон родилась в респектабельном госпитале Тенон, расположенном неподалеку от квартиры ее родителей на рю Бельвиль и от мэрии округа. Здание госпиталя уцелело, и в нем и по сей день располагается крупный медицинский центр.

С восьми лет Эдит начала петь — она работала вместе с отцом-акробатом на площадях в разных уголках Парижа. Потом ее заметили, пригласили петь в кабаре «Жуан-ле-Пен», и следом — в кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Владелец «Жернис» Луи Лепле нашел свою будущую звезду распевающей песни на углу авеню Мак-Маон и улицы Труайон.

Юная певица правильно поступила, выбрав для своего уличного пения один из самых роскошных парижских кварталов, в двух шагах от Елисейских Полей и виднеющейся справа Триумфальной арки. Это место не изменило своего облика по сей день, и его стоит считать одним из самых важных «форпостов», сыгравших определенную роль в карьерном росте Пиаф.

В «Жернис» она начала выступать со своей программой и с аккомпаниатором. Именно здесь она приняла решение взять псевдоним Пиаф, что на жаргоне означало «маленькая птичка». Пиаф пела и в цирке «Медрано». От большинства этих увеселительных заведений, так популярных в 30-е годы прошлого века, не осталось даже зданий, как и от самого знаменитого парижского мюзик-холла «АБС» на Больших бульварах, где много работала Пиаф. О выступающих в «АБС» писали журналисты, и после дебюта Пиаф в этом престижном зале появилась статья о рождении во Франции великой певицы. Мюзик-холл пережил войну, но от былой популярности не осталось и следа — в 1965 году здесь открыли кинотеатр, а в 1981-м здание снесли.

Во время оккупации Эдит много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии. Она внесла свою лепту в дело победы — любимая равно своими и немцами, она фотографировалась с ними на память, а потом использовала фото немцев для изготовления фальшивых паспортов для французов (она же их и передавала, когда возвращалась в лагерь выступать). После войны Пиаф, уже всемирная знаменитость, отправилась с гастрольными турне сначала по Греции, а затем по США. В Нью-Йорке она познакомилась с французским боксером Марселем Серданом, и начался их трансатлантический роман. А после того как Сердан погиб в авиакатастрофе, направляясь к ней в Нью-Йорк, оборвалась нить, связывающая Эдит с жизнью. Она впала в тяжелую депрессию, из которой выходила, только когда находилась на сцене и пела. При этом популярность Пиаф не только не идет на спад, наоборот, ее приглашают выступать в самых престижных залах Парижа. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале «Плейель», о котором газеты после отзовутся, как о «встрече песен улицы в храме классической музыки». И снова гастроли по Франции и по Америке. Последней сценой, где Пиаф слушали тысячи зрителей, был концертный зал «Олимпия» — она выступала там с 1958-го до самой смерти в 1963 году. Было еще одно необычное место, где довелось выступить Пиаф. 25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» свои главные хиты: «Нет, я ни о чем не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить».

Последние десять лет Пиаф жила в роскошном собственном особняке на бульваре Ланн в престижном 16-м округе. На доме номер 67 присутствует мемориальная доска со словами: «Этот дом приютил великую певицу и стал ее последним пристанищем. Эдит Пиаф. 1953 — 1963 гг.». Квартира Пиаф находилась на первом этаже. Это очень элегантное место: много зелени, а вдалеке виднеется Эйфелева башня.

Похоронили Пиаф на кладбище Пер-Лашез. «Воробушек» вернулся туда, где родился, — в район Менильмонтан, на восток Парижа. Ее могила — одна из самых посещаемых, всегда кто-то спрашивает: «Как пройти к Пиаф?» А после биографического фильма Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр в роли Пиаф, еще больше людей хотят посетить захоронение.

На самом деле рядом с Пер-Лашез есть еще два «официальных» места, уже специально посвященных Пиаф, но сюда туристы не доходят. Во-первых, это маленькая уютная площадь, названная в честь Эдит Пиаф. На площади в 2003 году по инициативе мэрии округа установили памятник (скульптор Лизбет Делиль). Цоколь статуи «украшают» неизменные граффитти, а золотые буквы с именем певицы наполовину испарились. Получается «Эдит ...аф». На углу площади Пиаф и улицы де ля Пи расположен бар «Эдит Пиаф» с изображениями певицы на витринном стекле. Бар крошечный даже по парижским мерками — 3 — 4 столика. На стенах — многочисленные фотографии Пиаф и Марселя Сердана. Музыка в баре звучит обычная — джазовая или арабская. Завсегдатаи заведения — пожилые мужчины, жители квартала, сошедшиеся за бокалом вина, чтобы обсудить мировые проблемы. Понятно, что о Пиаф они не вспоминают. Да и Пиаф никогда здесь не бывала, зато однажды заглянул сын Сердана — после церемонии открытия памятника... Но с официальными «адресами» такое случается, фанаты Пиаф предпочитают вспоминать свою любимицу на набережных Сены, возле лавок букинистов или в других центральных местечках, упомянутых в нетленных песнях Пиаф, нежели тащиться на окраину города, почти к кольцевой автодороге, чтобы посетить безлюдные, но полные очарования уголки.

И, во-вторых, это Музей Пиаф. Он был организован усилиями друзей певицы, которые выкупили квартирку в районе Менильмонтана (точный адрес музея: 5, rue Crespin du Gast) и собрали многочисленные фотографии и портреты Эдит, ее платья, письма, книги, афиши, немного мебели, пластинки, несколько раритетов вроде боксерских перчаток Сердана. Вход в музей — бесплатный, но только с экскурсией. Здесь можно послушать любую композицию Пиаф — под скрип винтажного граммофона.

Подготовили Екатерина Беляева и Ульяна Бикбау-Рэш

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама