Минус один

Евгений Темнозвуков, 21.11.2012 в 10:00

Фото: ©  Josef Koudelka / Magnum Photos / agency.photographer.ru

Вчера 20 ноября приостановил свою деятельность интернет-проект Colta.ru, появившийся летом этого года и являвшийся продолжением старого формата и старой концепции сайта OpenSpace.ru. Редакция попрощалась с читателями, поблагодарив всех, кто был с изданием это непродолжительное время. Как известно, после смены хозяев OpenSpace и последовавшей смены концепции ресурса, его старая команда попыталась пуститься в свободное плавание, но, судя по всему, потерпела крушение, не выдержав бурь экономического характера: как объявлено, для продолжения деятельности не найден инвестор.

Прошедшие с лета месяцы ресурс существовал на пожертвования читателей и собственные средства редакции.

Многие авторы работали бесплатно. Но далее в таком режиме создатели ресурса функционировать не сочли возможным. «Мы не можем обеспечивать нормальное функционирование сайта. Он не может функционировать в режиме маленькой стенной газеты», — заявила в одном из своих «прощальных» интервью главный редактор Мария Степанова.

Последнее заявление вызывает внутренний протест. А почему нет? Ведь существуют же в России десятки малобюджетных изданий о культуре (как он-лайн, так и оф-лайн), существуют годами, не расписываются в собственном бессилии, жалуются на безденежье, но существуют, продолжая радовать читателей новыми публикациями. Времена меняются: найдётся и инвестор, что-то может измениться и наверняка изменится к лучшему, а завоёванная ниша в информационном пространстве и доверие и любовь читателей потеряны не будут…

Но авторы проекта пошли другим путём: им требуется амбициозность не только в материалах, но и в финансах.

Цифры, называвшиеся той же Степановой, необходимые изданию для продолжения деятельности, просто обескураживают: аппетиты у «самого передового в области культуры» издания отменные!

Colta.ru — бывший OpenSpace.ru были весьма популярны, нравились многим. О качестве материалов и редакционной политике в целом мы говорить не будем: здесь нужны более точное знание предмета и более серьёзный анализ. Мы коснёмся лишь одного раздела, который близок нам по профилю, — раздела академической музыки, возглавлявшегося Екатериной Бирюковой.

Шеф-редактор и её команда нередко предлагали весьма интересные темы, живо откликались на культурные события в Москве, России и мире. Но в их работе были и явные недостатки.

Прежде всего, это даже не политика, а ярко выраженная вкусовщина.

У издания был только один великий режиссёр, творчество которого заслуживало не только внимания, но и вечных дифирамбов — это Дмитрий Черняков. У издания был только один стоящий дирижёр — это Теодор Курентзис, о каждом проекте которого рассказывалось подробно и в красках. У издания был один любимый оперный интендант — это Жерар Мортье, настоящий светоч современного оперного театра, надоевший изрядно в Зальцбурге и Париже, но нежно почитаемый в редакции OpenSpace.

У издания всегда были свои «мальчики для битья», которым доставалось по шапке при любой погоде — например Театр Станиславского.

Издание относилось к адептам режиссёрской оперы, иные подходы в музыкальном театре подвергались обструкции и едкому осмеянию.

Издание, претендовавшее на анализ академической музыки, очень мало писало собственно о музыке: наиболее ярко это было выражено в театральных рецензиях, в меньшей степени — в рецензиях на концертные события. Складывалось каждый раз впечатление, что по существу об исполнении, о музыкальной интерпретации изданию сказать нечего.

У раздела академической музыки был свой круг авторов — по большей части «весьма знаменитых в узких кругах»: помимо самой Е. Бирюковой, это А. Парин, М. Фихтенгольц, Д. Ренанский, Б. Филановский и другие. Для тех, кто в теме, очевидно, что это за круг — исключительно «передовые» авторы, пишущие зло, на грани оскорблений (особенно двое последних), и твёрдо стоящие на позициях восхваления постмодернистского экспериментаторства.

Особенно поражала всегда агрессия и безапелляционность суждений, исходившая от опубликованных текстов.

Но как бы там ни было, и такой ресурс был необходим для полного отражения спектра мнений и позиций, существующего в российском культурном пространстве. Хотя мы ни в малой степени не разделяем позиций этого издания, его исчезновение всё-таки воспринимается нами с сожалением, поскольку очевидно обедняет и без того небогатое и не слишком разнообразное сообщество российских СМИ, посвященных культуре.

Фото: © Josef Koudelka / Magnum Photos / agency.photographer.ru

Тип

коротко о важном

просмотры: 2354

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

коротко о важном

просмотры: 2354