«Щелкунчик» в лондонском Колизее

«Щелкунчик» в Лондонском колизее

В рождественские каникулы, что совсем не удивительно, балеты потеснили оперу. Утренники — днем, и театры переполнены детьми, вечерами — аншлаги, и не менее нарядная толпа взрослых: в предвкушении того же чуда, сказки, предновогоднего настроения… Между двумя театрами — Ковент-Гарденом и Колизеем, расположенным на небольшой улочке Святого Мартина, разместившей, однако, несколько театров, — десять минут неторопливой ходьбы. Тем не менее в обоих театрах два раза в день идет «Щелкунчик» Чайковского.

Кстати, в 2015 году в предрождественские дни только в Колизее на балете «Щелкунчик» побывали свыше 73 тысяч человек!

Эта постановка была последней работой канадского хореографа и художественного руководителя Английского Национального балета в 2005-2012 годах Уэйна Иглинга. Созданная всего шесть лет назад, но перенесенная в эдвардианскую эпоху — время достатка, технических открытий и мира (первое десятилетие ХХ века), и в характерную этому времени роскошную обстановку, но с несколько приглушенными красками.

«Щелкунчик» в лондонском Колизее

Мило и таинственно смотрится на сцене эдвардианский дом с огромными окнами в снегопад, каток с припозднившимися танцующими на льду парами, и заснеженный ночной лес в Сочельник. Устарело и скучновато выглядят елка (по сути — обтянутые зеленой материей обручи, украшенные огнями) и убранство залы, где в предрождественскую ночь разыгралась эта невероятная история (дизайн сцены Питера Фарме).

Однако, надо отдать дань фантазии художника — в работе над костюмами она проявилась на все сто процентов.

Его крысы настолько хороши, насколько противны; маска Щелкунчика — выразительна, а костюмы балетной труппы — сказочно красивы.

«Щелкунчик» в лондонском Колизее

На создание каждого костюма Цветка, а цветочный вальс здесь танцует двадцать балерин, было потрачено 36 часов, а стоимость костюма Феи Драже обошлась театру в две тысячи английских фунтов, не считая кристаллов Сваровского — щедрого подарка спонсоров театра.

Английский постановщик Уэйн Иглинг несколько отступил от традиционной версии: тема Щелкунчика у него на заднем плане.

Вместо него — много озорства и веселья привносят в спектакль нечестивые поступки Короля Мышей (Джеймс Стритер) и его компании, забавляющимися мышеловкой, из которой катапультой вылетает огромный кусок сыра. Введены дополнительные смешные сцены с фигуристами на реке и многое другое.

«Щелкунчик» в лондонском Колизее

Но особо хореограф выделяет важность в сюжете Клары, девочки-подростка, молодой девушки, взрослеющей с предвкушениями невероятных приключений. Но с того момента, как она оказалась в заснеженном лесу, мы видим выразительную стремительную молодую женщину, оказавшуюся в объятиях красивого мужчины.

Пара талантливых танцоров — великолепная румынская балерина Алина Кожокару с опытом русской балетной школы и мексиканский танцовщик Сесар Корралес (превращенный в юношу Щелкунчик) привнесли в постановку пылкость молодости, великолепную технику и незабываемые волшебные моменты. Похожие эмоции принес танец Феи Драже с захватывающими па-де-де и соло.

Джеймс Форбат (Щелкунчик в маске) — немного статичный, плоский, особенно в начале его баталий с крысами. Выразителен танец Кати Ханюковой в роли Клары, но промежуточного возраста, и Феи Драже. Ее техника несет в себе хорошо узнаваемые следы русской балетной школы. Она музыкальна, элегантна, выразительна. Ее партнером был испанский солист Фернандо Буфала с элегантными и уточненными манерами.

«Щелкунчик» в лондонском Колизее

Фердинанда Оливьера в вальсе цветов, Фабиан Реймар — Дроссельмейер и Волшебник, Джейн Хавос (жена Штальбаума), кордебалет — а это многочисленные гости, слуги, маски, пажи, цветы, снежинки, игрушки, солдатики — вся труппа в этот вечер не просто отработала спектакль, они станцевали… настроение, атмосферу. Ночь перед Рождеством!

68 танцоров Национального Английского балета представляют девятнадцать национальностей. Их труд нельзя назвать легким — они танцуют 39 часов в неделю, а за год вся балетная труппа снашивает более четырех тысяч пуантов.

реклама