Постановка «Кармен» Жоржа Бизе в мадридском Королевском театре, осуществлённая Дамиано Микьелетто и уже представленная ранее в Лондоне в 2024 году, предлагает прочтение, полное предсказуемых клише.
Пространственные и временные отсылки, заложенные в либретто, здесь сознательно игнорируются. Севилья исчезает, и действие переносится в среду, напоминающую засушливую сельскую местность, в которой есть полицейский участок и стрип-клуб. Также есть фабрика, сотрудницы которой одеты так, будто работают на овощебазе, где температура всегда +15. Участники прекрасно звучащего хора и артисты миманса обмахиваются всем, чем можно, изображая невыносимую жару, но судя по костюмам, на улице не жарко.
Неправдоподобность происходящего – главная особенность мизансцен Микьелетто. Во всех телодвижениях, кроме детских сцен, царит ленивая вялость. Конечно, никто не ждёт от «Кармен» задорной атмосферы балета «Дон Кихот», но и предсказуемой постности прочтения тоже никто не ждёт.
Добротно скомпонованные по цветовой палитре костюмы Карлы Тети позволяют локализовать действие в 1970-х годах. Оформление спектакля Паоло Фантиной отличается медитативной подвижностью одной и той же конструкции-павильона на вращающемся планшете в обрамлении светоцветовой палитры Алессандро Карлетти с фирменными неоновыми тонами в эмоционально праздничных сценах.
Наиболее убедительным режиссёрским решением становится введение образа матери Хозе — молчаливой, осуждающей фигуры, проходящей через все четыре акта спектакля. Этот персонаж, олицетворяющий традицию, судьбу и смерть, постоянно присутствует на сцене и становится зримым напоминанием о травматическом прошлом главного героя. И если мы вспоминаем ключевые отличия между персонажами новеллы П. Мериме и оперы Ж. Бизе, то понимаем, что это одно из немногих решений, придающих прочтению смысловую глубину.
Музыкальное руководство южнокорейского дирижера Ын Сон Ким оказалось железобетонным, неэластичным, лишённым настроения, но корректным и собранным. Создавалось впечатление, что музыкальный руководитель спектакля была сосредоточена на технической стороне, а не на прочтении эмоционально-философских смыслов партитуры. При этом нельзя не отметить умение дирижёра выстраивать акустический баланс, почти не глядя на сцену.
Вокальная сторона вечера держалась на исполнительнице главной партии Айгуль Ахметшиной — одной из ключевых современных исполнительниц партии Кармен. Точная фокусировка звука, уверенная интонация, филигранная работа с нюансами, насыщенный средний регистр, надёжные низы и щедрые верхние ноты — полный набор эталонного вокального прочтения. Кармен в этом спектакле предстаёт одинокой красавицей, брошенной на произвол судьбы, и это создаёт своеобразный стереоэффект, оправдывающий драматически мощные вокальные приёмы, экспрессивную мелодекламацию и даже истошный крик, когда Кармен Ахметшиной понимает, что ошиблась в Хозе, хотя тут как-то сама собой в голову закрадывается мысль, а не ошиблась ли она ещё и в режиссёре.
Певица находится сегодня в идеальной вокальной и физической форме. Обладающая яркой модельной внешностью, огненной, но управляемой харизмой и невероятным сценическим обаянием, А. Ахметшина является настолько самодостаточной драгоценностью, что трудно отделаться от мысли, что режиссёр просто испугался к этому алмазу прикасаться, предложив ей образ инфантильной провинциалки с неопределившимися предпочтениями. Слава богу, что сквозь беспомощную режиссуру мы слышим изумительный голос, который становится единственным художественным аргументом спектакля.
На фоне исполнительницы такого масштаба особенно остро проявилась проблема остального ансамбля. Хозе в исполнении Чарльза Кастроново звучал неровно, но приемлемо. Верхние ноты превосходно раскрывались в резонаторах, но в среднем регистре царила неустойчивость звука, а уставший тембр усугублял общую рыхлость образа. Певец прекрасно изображает маменькиного сынка, пределом матримониальных притязаний которого является местная сельская библиотекарша.
Микаэла, представленная в этом образе, — один из наиболее интересных персонажей режиссёрской концепции. К сожалению, в спектакле 13 декабря 2025 певица Адриана Гонсалес, видимо, была не в голосе, но публика, начитавшись хвалебных откликов местной прессы, с невероятным энтузиазмом принимала исполнение, отличавшееся интонационной нестабильностью.
Лукас Мичем в партии Эскамильо прекрасно озвучил все ноты, несмотря на малоподходящую артистическую трактовку. Но поскольку местная пресса его пожурила, мадридская публика, явно не имеющая своего вкуса и слуха, встретила знаменитые куплеты певца гробовым молчанием. Хотя по сравнению с некондиционным вокалом А. Гонсалес исполнение Л. Мичема было едва ли не эталонным.
Актёрский состав второго плана был подобран профессионально, но постоянно расходился. Слушать это было затруднительно. Хор театра, несмотря на постоянное движение и сценическую суету, звучал собранно и уверенно; детский хор ORCAM был и вовсе бесподобен: настоящий праздник искренности и артистического мастерства. Таким образом, только Ахметшина и хоровые коллективы театра спасли вечер, несмотря на то, что глубинные смыслы этой великой партитуры Ж. Бизе остались за рамками предложенного прочтения.
«Кармен» остаётся оперой, которая не терпит поверхностной иллюстративности. Любая постановка, лишённая интеллектуальной провокации, будет выглядеть слабой. Избитый приём переноса действия в наши дни сегодня не решает ни одной проблемы понимания этого шедевра. Скорее даже, напротив, лишает многие его сцены внутренней логики и драматургической остроты.
Сам приём навязывания партитуре постороннего хронотопа (пространственно-временной локализации событий) и психологических интервенций в образы главных героев (как было сделано в самой провальной интерпретации этой оперы – в спектакле Дм. Чернякова в Экс-ан-Провансе) давно утратил прикладную ценность и выглядит сегодня скорее как демонстрация неспособности постановщика к интеллектуальной работе с материалом.
Сегодня куда более радикальным режиссёрским жестом выглядело бы возвращение действия оперы Ж. Бизе в то время и в то пространство, в которое его поместили сами авторы. В год 150-летия со дня создания «Кармен» вопрос раскрытия внутренней актуальности партитуры с её гимном хаосу и разрушительной мощью неукротимого женского темперамента главной героини всё ещё остаётся нерешённым.
Фото предоставлены пресс-службой театра
Если вы организовываете концерты или мероприятия с платным входом, вам может понадобится надежный и современный сервис для организации продажи билетов. Переходите по ссылке и начните работать с одной из самых продвинутых площадок в этой области — Qtickets.
