О создании национального оперного театра давно мечтали передовые деятели музыкальной культуры Армении. Здесь, правда, существовали различные оперные труппы. Еще в 1912 году увидела свет рампы опера А. Тиграняна «Ануш». Но мечта армянских музыкантов смогла осуществиться лишь в годы Советской власти.
Первые зрители пришли в Государственный театр оперы и балета Армянской ССР зимой 1933 года. К этому времени в республике начала складываться новая композиторская школа, появились многие талантливые исполнители — певцы, инструменталисты, дирижеры. Словом, действительно созрели условия для образования такого сложного и многогранного художественного организма, каким является музыкальный театр. Радость всех любителей музыки в тот вечер была особенно велика — на сцене шла опера А. Спендиарова «Алмаст». И глубоко знаменательно, что ныне театр носит имя этого выдающегося армянского композитора.
В 1956 году во время декады армянского искусства в Москве ереванский театр выступал на сцене Большого театра. Его репертуарную афишу составили тогда оперы «Ануш» и «Давидбек» А. Тиграняна, «Аршак II» Т. Чухаджяна, балет «Севан» Г. Ешазаряна и «Пиковая дама» Чайковского. Такой подбор произведений для ответственного показа в Москве неслучаен. Он во многом определяет лицо театра и в те годы, и позже. Музыка армянских композиторов постоянно звучит на ереванской сцене. Здесь были поставлены оперы «Кадж Назар» и «Лусабацин» А. Степаняна, «Намус» Л. Ходжа-Эйнатова, «В лучах солнца» А. Тер-Гевондяна, «Арцваберд» А. Бабаева, «Саят Нова» А. Арутюняна, балеты «Счастье», «Гаянэ» и «Спартак» А. Хачатуряна, а также многие сочинения мастеров более молодого поколения.
В Театре имени А. Спендиарова нашли глубокое воплощение шедевры русской и мировой классики. Смелые искания нового всегда отличали работу талантливого коллектива. Одними из первых ереванцы обратились к жанру мюзикла, поставив на своей сцене «Вестсайдскую историю» Л. Бернстайна.
На сцене театра в разные периоды его деятельности выступали и выступают первоклассные мастера вокального искусства, чьи имена известны по всей нашей стране и даже за ее пределами. Среди них А. Даниэлян, Ш. Тальян, И. Исецкий (Иоанисян), Г. Гаспарян, Т. Сазандарян, Н. Ованисян. Большой вклад в творческое развитие коллектива внес замечательный музыкант — дирижер М. Тавризиан.
Велики заслуги ереванского театра перед армянским искусством, да и перед всей советской музыкальной культурой. За эти заслуги в 1939 году Государственный театр оперы и балета имени А. Спендиарова был награжден орденом Ленина.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1973 г.
Армянский театр оперы и балета (Ереванский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова) — музыкальный театр Армянской ССР.
13 мая 1932 Совнарком Армянской ССР принял решение об организации в Ереване первого стационарного оперного театра, который был создан на базе оперного класса Ереванской консерватории. Открытие состоялось 20 января 1933 постановкой оперы «Алмаст» Спендиарова.
Здание театра построено в 1940 (архитектор А. И. Таманян, 1120 мест). Особую роль в создании театра и осуществлении спектаклей первых лет сыграли видные деятели армянского искусства: дирижёры — Г. Е. Будагян, К. С. Сараджев, Р. Г. Степанян, М. А. Тавризиан (в 1938-57 гл. дирижёр), С. Г. Чарекян; режиссёры — А. С. Бурджалян, А. К. Гулакян, Л. А. Калантар; балетмейстер И. И. Арбатов (Ягубян); хормейстер В. А. Никольский; художники — М. С. Сарьян, М. А. Арутчян, С. И. Аладжалов; певцы — А. Б. Даниэлян, Ш. М. Тальян, Л. Н. Исецкий (Иоаннисян), А. Д. Каратов, П. К. Лисициан, Т. Т. Сазандарян; артисты балета — Л. П. Войнова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, С. Т. Саркисян, Г. Г. Георгиан, З. М. Мурадян и др.
С первых лет существования театр уделял первостепенное внимание созданию национального репертуара. Были поставлены народная лирико-бытовая опера «Ануш» Тиграняна (1935) и первая армянская опера на современную тему «На рассвете» («Лусабацин») Степаняна (1938, посвящена борьбе народа за установление Советской власти в Армении), его же сатирич. опера «Храбрый Назар» (1935) и комическая опера «Тапарникос» Айвазяна (1938).
Одновременно на сцене театра шли оперы русской и западно-европейской классики: «Евгений Онегин», «Фауст» (1933), «Риголетто», «Кармен», «Паяцы» (1934), «Тоска» (1937), «Царская невеста», «Пиковая дама» (1940). В 1937 театр осуществил постановку оперы «Тихий Дон».
В эти же годы в театре сформировалась балетная труппа. Первым был поставлен балет «Лебединое озеро» (1935), затем «Арлекинада» Дриго и «Бахчисарайский фонтан» (1939). В 1939 театр поставил первый армянский балет на современную тему — «Счастье» Хачатуряна.
В 1935 театр получил современное название (с 1939 — им. А. А. Спендиарова, с 1957 — академический). В 1939, на Декаде армянского искусства в Москве, театр награждён орденом Ленина. В 40-е гг. были поставлены значительные спектакли: оперы — «Иван Сусанин», «Отелло» (1942), «Гугеноты» (1943); «Аршак II» Чухаджяна (1945, Сталинская премия, 1946), «Намус» («Честь») Ходжа-Эйнатова (1945), «Мазепа» (1949); балеты — «Анаит» Тер-Гевондяна (1940), «Хандут» на музыку Спендиарова (1945), «Гаянэ» (1947). В 50-е гг. осуществлены постановки ряда национальных опер — «Давид-бек» Тиграняна (1950), «Героиня» Степаняна (1950, Сталинская премия, 1951), «Арцваберд» Бабаева (1957), «Сос и Вардитер» В. Тиграняна (1957), и балетов — «Севан» Егиазаряна (1956), «Мармар» Оганесяна (1957), «Сона» Хагагортяна (1957).
С 1960 в репертуаре театра ведущее место занимают произведения современных советских и зарубежных авторов, в т. ч. оперы — «Господин Минтоев в Париже» Айвазяна (1963), «Огненное кольцо» Тертеряна (1967), «Крушение» Арменяна (1968), «Саят-Нова» А. Г. Арутюняна (1969), «Сказка для взрослых» Э. Е. Арутюняна (1970), «Человек из легенды» Ахиняна (1971), и балеты — «Спартак» (1961), «Золушка» (1963); «Три пальмы» на музыку Спендиарова, «Героическая баллада» на музыку Бабаджаняна, «Голубой ноктюрн» (1964), «Вечный идол» (1966, Гос. пр. Арм. ССР, 1967) и «Антуни» (1969) Оганесяна, «Прометей» Аристакесяна (1967), «Озеро грёз» Егиазаряна (1968), «Бессмертие» Орбеляна (1969) и др.
Театр впервые в СССР поставил музыкальную драму «Вест-Сайдская история» Бернстайна (1963), оперы «Царь Эдип» Стравинского (1963) и «Консул» Менотти (1966).
В труппе театра (1972): певцы — нар. арт. СССР Г. М. Гаспарян, H. М. Ованесян, нар. арт. Арм. ССР Г. А. Галачян, С. П. Данелян, М. А. Еркат, А. Г. Карапетян, А. Г. Петросян, Д. М. Погосян, А. Т. Тутунджян и др.; солисты балета — нар. арт. Арм. ССР В. Ш. Галстян, засл. арт. Арм. ССР Э. Г. Мнацаканян, Л. О. Овнанян и др.; дирижёры — нар. арт. Арм. ССР О. X. Дурян, засл. деят. иск-в Арм. ССР Ю. Г. Давтян, А. Г. Катанян, засл. арт. Арм. ССР А. М. Восканян и др.; гл. режиссёр — В. В. Багратуни, режиссёр — засл. арт. Арм. ССР А. В. Ананян; хормейстер — Р. А. Айвазян.
Литература: Театр оперы и балета Армении, сб., М., 1939; Tигранов Г., Армянский музыкальный театр. т. 1–2, Ер., 1956–1960; его же, Опера и балет Армении, М., 1966.
Г. Ш. Геодакян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова открыт в 1933. Балетная труппа была сформирована В. И. Пресняковым; в неё вошли артисты Одесской труппы — О. Г. Наумова, О. Краснощёкова, В. Преснякова, К. Белицкая и др. Первое её выступление в танцевальных сценах в опере «Алмаст» Спендиарова, которой открылся театр. В 1934 поставлен первый балетный спектакль — «Лебединое озеро» (балетмейстер Ю. Рейнеке).
В 1938 труппа пополнилась выпускниками Ереванского хореографического училища. В том же году балетную труппу возглавил балетмейстер И. И. Арбатов (Ягубян), руководил ею (с перерывами) до 1958. Арбатов поставил первый национальный балет «Счастье», показанный на 1-й Декаде армянского искусства в Москве в 1939, затем балеты: «Хандут» на муз. Спендиарова, «Севан» Егиазаряна, «Мармар» Оганесяна, а также спектакли «Бахчисарайский фонтан», «Арлекинада», «Медный всадник».
В 1940—41 труппой руководил М. Ф. Моисеев (поставил балеты «Раймонда»; «Анаит» Тер-Гевондяна, «Конёк-Горбунок»), в 1942 — 1943 — Л. М. Лавровский (постановки: «Вальпургиева ночь», «Кавказский пленник»; 2-й акт «Ивана Сусанина» Глинки). В 1953–55 гл. балетмейстер театра В. А. Варковицкий осуществил новые редакции балетов «Хандут», «Лебединое озеро» и др.
В 40—50-е гг. ведущие артисты — нар. арт. Арм. ССР Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Тавризян, засл. арт. Арм. ССР Е. Х. Араратова, С. К. Саркисян, Г. Г. Георгианц, засл. деят. иск-в Арм. ССР З. В. Мурадян; во 2-й пол. 50-х гг. — нар. арт. Арм. ССР С. А. Минасян, Л. В. Семанова, Т. Г. Григорян, В. Г. Ханамирян, Ф. М. Еланян, нар. арт. РСФСР М. С. Мартиросян, засл. арт. Арм. ССР И. Ушакова, А. Г. Гарибян, В. А. Борисов; в кон. 60-х гг. — также засл. арт. Арм. ССР Дж. А. Калантерян и др.
В 1961—67 труппу возглавлял Е. Я. Чанга; среди его работ «Спартак», «Золушка», «Дон Кихот»; «Прометей» Аристакесяна, одноактные балеты «В мире кукол» на муз. Россини, «Испанская девушка» на муз. Равеля, «Негритянский квартал» на муз. Гершвина, «Три пальмы» на муз. арм. композиторов. В 1967 — 71 труппой руководил М. С. Мартиросян.
Во 2-й половине 70-х гг. репертуар составляли балеты классического наследия («Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот»; «Пахита» Минкуса, «Шопениана») и балеты армянских композиторов. Среди лучших спектаклей — «Антуни» Оганесяна (балетмейстер Мартиросян), «Ромео и Джульетта» (балетмейстер Виноградов), «Гаянэ» (балетмейстер Галстян); «Бессмертие» Орбеляна (балетмейстер А. Асатрян) и др.
В труппе (1978): нар. арт. Арм. ССР В. Ш. Галстян, Б. О. Овнанян, Э. Мнацаканян, засл. арт. Арм. ССР Р. Харатян, О. Диванян; артисты — А. Марикян, Б. Худинян, Н. Давтян, С. Абрамян, С. Баранов и др. Гл. балетмейстер В. Ш. Галстян, балетмейстер А. Асатрян; педагоги-репетиторы И. Ушакова, Е. Араратова, Д. Алексанян, М. Мурадян, гл. дирижёр А. Г. Катанян, гл. художник С. Т. Арутчян.
Р. А. Торосян
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.