Ars nova, арс нова

Категории словаря

Ars nova (арс нова, лат. — новое искусство) — прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило название в противовес Ars antiqua («старинному искусству») — полифонической музыке феодально-церк. средневековья — по трактату «Ars nova» (20-е гг. 14 в.), приписываемому Филиппу де Витри. Ars nova — наиболее раннее проф. муз. иск-во, представленное светскими вок.-лирич. жанрами (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров большей частью носило ещё «полупрофессиональный» характер).

Итальянское Ars nova, в отличие от французского, часто называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. Ars nova — композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. — Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: «Ухо — лучший судья в музыке». Музыка итал. Ars nova связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2–3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. Ars nova — качча, баллада, мадригал.

Богатое развитие Ars nova получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом Ars nova во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование Ars nova, ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма («musica falsa»), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов.

Среди композиторов франц. Ars nova выделяется Гильом до Машо — последний из труверов позднего средневековья, автор многочисл. одногол. песен нар. склада (lays), многогол. баллад и рондо — жанров, заимствованных отчасти из фольклора, отчасти из проф. поэзии того времени. Машо — автор первой франц. мессы с развитой циклич. структурой, полифонич. складом и интонационной связью всех частей. Применение крупных форм (гл. обр. мотета) составляло одну из отличит. особенностей франц. А. n. Композиторы франц. А. n. 14 в. И. Кармен, Ж. Таписье и И. Цезарис явились непосредственными предшественниками бургундской полифонич. школы.

По типу мелодики и приёмам голосоведения Ars nova сохраняло связь с Ars antiqua. Однако оно по-новому решало проблему взаимоотношения музыки и текста и явилось важным этапом развития муз. культуры, A. n. очень повлияло на дальнейшее развитие зап.-европ. музыки, хотя само оно оказалось недолговечным, просуществовав лишь до 15 в.

Литература: Иванов-Борецкий М., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М., 1933; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 3; Nеf К., Einfuhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1945; рус. пер., M., 1930, 1938; Prunieres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934; рус. пер., M., 1937, гл. 3; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1–3, Princeton (N. J.), 1949; Fischer K. v. , Studien zur italienischen Musik des Trecento und fruhen Quattrocento, Bern, 1956; Martinez М. L., Die Musik des fruhen Trecento, Tutzing, 1963; Hagopian v. L., Italian Ars Nova music. A bibliographic guide to modern editions and related literature, Berk.-Los Ang., 1964.

К. К. Розеншильд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Бельканто, bel canto Термины и понятия
Мейстерзингер Термины и понятия

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Трёхчастная форма Теория музыки
Основной тон Теория музыки
Киргизская музыка Национальные культуры
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Гамма Черномора Теория музыки
Разрешение Теория музыки
Опера комик Термины и понятия
Дирижёр Термины и понятия
Тальянка Музыкальные инструменты
Скордатура Термины и понятия

Реклама