Датский балет

Археологические раскопки дают сведения о ритуальных танц. представлениях в Дании, относящихся к 9-5 вв. до н. э. Сохранившиеся географич. назв. (напр., Дансехёйе - танц. холмы) свидетельствуют о том, что танец был уже распространён в глубокой древности. В культуре средневековья танцы также занимали важное место: их изображения сохранились на фресках церквей. В 16 в. танц. сцены включались в "школьные драмы" (напр., "Морианский танец глупцов" Бёрупа, 1500). Придворный балет получил развитие в 17 в., наиболее известен спектакль, поставленный А. фон Кюкельсомом в 1634 к свадьбе наследной принцессы. В 1722-28 в Копенгагене Л. Хольберг создал первый датский придворный театр, где балетные артисты участвовали в комедиях-балетах Мольера (здесь в 1723-28 работал Ж. Ланде). В 1748 Хольберг организовал в Копенгагене Королевский театр (до 1800 наз. также Городской), где был балетный ансамбль. Д. б. формировался внутри драматич. театра, который имел демократич. характер. Так сложилась одна из особенностей Д. б. - его связь с драматич. театром (до сер. 19 в.). В 1754 А. Комо организовал при театре танц. классы, которые в 1771 были реорганизованы П. Лораном в школу (продолжает существовать в Дании как постоянное уч. заведение).

Важное значение для развития Д. б. имела деятельность итальянца В. Галеотти в Королевском театре (1775-1816). Последователь Г. Анджолини, он ставил монументальные действенные балеты, в т. ч. на сюжеты Шекспира и Вольтера. Музыку ко многим из них писал комп. К. Шалль ("Лагерта", 1801; "Ромео и Джульетта", 1811). Из спектаклей, сочинённых Галеотти, сохранился комич. балет "Причуды Купидона и Балетмейстера" Лолле (1786). Галеотти воспитал первое поколение дат. артистов (А. Фрёлих, М. Бьёрн, М. Шалль). В 1792 в театр пришёл ученик Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиль, возглавлявший труппу в 1815-23. Наибольший подъём в истории Д. б. связан с творчеством его сына Авг. Бурнонвиля, который руководил Королевским датским балетом в 1829-77. Благодаря деятельности Авг. Бурнонвиля балет оказался ведущим в театральном искусстве Дании; изменилось отношение к профессии балетного артиста, ранее неуважительное. Школа Бурнонвиля (т. е. его метод преподавания), особенно в сфере мужского танца, стала и остаётся в 20 в. одной из ведущих. Хореограф много работал с известными дат. композиторами Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартманом.

Расцвет Д.б. совпал с эпохой романтизма. В танц. драмах Авг. Бурнонвиля проявились специфич. черты дат. романтизма как лирического, опирающегося на фольклор, но уделяющего мало внимания героич. и социальным темам. Наравне с дат. писателями и поэтами сер. 19 в. Бурнонвиль обращался к историч. темам и к скандинавской мифологии ("Вальдемар" Фрёлиха, 1835; "Валькирия" Хартмана, 1861), но гл. место в его творчестве заняли балеты, где показывались нар. обычаи, нравы, обряды. Корни романтизма Бурнонвиля были в интерпретации фольклора разл. стран: Дании - "Народное предание" Гаде и Хартмана (1854), "Вольные стрелки из Амагера" Хольма (1871); Италии - "Неаполь..." (1842), "Праздник цветов в Дженцано" Хельстеда и Паулли (1858); Испании - "Тореадор" Хельстеда (1840); России - "Из Сибири в Москву" Меллера (1876) и мн. др.

Бурнонвиль воспитал несколько поколений дат. артистов балета. Его ученица Л. Гран завоевала мировую известность, в Дании были знамениты: А. Нильсен, Л. Стильман, Дж. и В. Прайс, Б. Шнелль (впоследствии известная драматич. актриса), М. Вестберг, Г. Бродерсен, Л. Гаде, Э. Хансен. Учеником Бурнонвиля был и швед. танцовщик Х. Иогансон, работавший затем в России. В сер. 19 в. определились осн. черты исполнительской манеры датчан: мастерство пантомимы, унаследованная от педагогов франц. школы чистота стиля классич. танца, никогда не приносившаяся в жертву показной виртуозности, а также высокое искусство мужского танца, который деградировал к кон. 19 в. во мн. странах Европы. В отличие от балетного искусства других зап.-европ. стран, Д. б. сохранил классич. наследие и преемственность традиций. После Авг. Бурнонвиля труппу возглавляли его ученики: в 1877-90 Л. Гаде, в 1894-1915 Х. Бек (был также ведущим танцовщиком). Бек пост. новые спектакли ("Коппелия", 1896; "Русалочка" Энрикеса, 1909). Основой репертуара оставались балеты Бурнонвиля, которые бережно сохраняли Бек и ведущая танцовщица труппы В. Борксениус. В нач. 20 в. известностью пользовались Э. Прайс, Э. Йорген-Йенсен, Г. Улендорф (руководитель труппы в 1915-28). За границей (преим. в Англии) получила известность датчанка А. Жене.

Реформа Фокина, оказав влияние на балет всех стран Европы, имела также значение и для Д. б. В 1925-26 с приездом Фокина в Данию были включены в репертуар "Шопениана", "Петрушка", "Половецкие пляски". В 1930-31 в труппе Королевский датский балет работал Дж. Баланчин.

Важным этапом в развитии Д. б. был период, когда труппу возглавлял Х. Ландер (1931-51). Как и его предшественники, Ландер бережно сохранял нац. спектакли, их стиль. Одновременно вводил в репертуар забытые или ранее не ставившиеся произв. балетной классики ("Лебединое озеро" в отрывках, 1938; новая редакция "Жизели", 1946; "Щелкунчик", 1949) и спектакли совр. балетмейстеров (напр., Л. Ф. Мясина). В новых работах Ландер не порывал с традициями, в частности ставил нац. балеты: "Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938); балеты на исп. и рус. темы: "Гаучо" (1931), "Запорожцы" (1934) Ресена. Влияние современности сказалось в бессюжетном балете "Этюды" (1948), где по-новому раскрылись возможности классического танца. Балеты Ландера, поставленные во время фаш. оккупации, символически утверждали неминуемое торжество светлого начала: "Весна" на муз. Грига (1942), "Картсилуни" Рисагера (1942). Ландер привлёк в балет крупных совр. композиторов: К. Рисагера и И. Хай-Кнудсена. При нём к балету обратились и совр. писатели. К. Абель создал сценарий балетов "Вдова в зеркале" Кристенсена (1934, балетм. Б. Ралов), "Земля обетованная" Рисагера (1942, балетм. Х. Ландер). В кон. 1930-х гг. были поставлены балеты-симфонии: Н. Тейладе создала "Круг" на муз. 6-й симфонии Чайковского (1938); Ралов - "Четыре темперамента" на муз. 2-й симфонии К. Нильсена; Б. Бартолин - "Классическую симфонию" на муз. Прокофьева (1950). В 1948 в репертуар был включён балет Мясина - "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, в 50-х гг. - наиболее известные симфонич. балеты Дж. Баланчина. Однако форма бессюжетного симфонич. балета в Дании не привилась.

Наиболее популярными исполнителями были: в 1920-х гг. - танцовщицы У. Поульсен, Э. Лассен; в 30-х гг. - выдающаяся балерина М. Ландер, танцовщик Х. Брено, мимич. артисты Н. Б. Ларсен и Г. Карстенс; в 40-50-е гг. - танцовщицы М. Шанне, М. Вангсо, К. Ралов, И. Санн, танцовщики Ф. Шауфус, Э. Брун, Б. Ралов, Ф. Бьёрнсон, Ф. Флиндт.

После 2-й мировой войны 1939-45 Д. б. начал постепенно выходить из той изоляции, в которой пребывал ранее. С 1950 (с 1955 ежегодно) две последние недели каждого театр. сезона в стране проводятся фестивали балета и музыки. С 1953 балетная труппа начала выезжать на гастроли за границу. Одновременно отдельные дат. артисты стали работать в балетных коллективах др. стран. В 1951 после ухода Х. Ландера руководители труппы часто менялись, балеты ставили преим. иностр. балетмейстеры: англичанин Ф. Аштон пост. "Ромео и Джульетту" (1955); шведка Б. Кульберг - "Лунный олень" Рисагера (1957), "Фрёкен Юлия" Рангстрёма (1958); француз Р. Пти - "Кармен" на муз. Бизе (1960), "Волк". Дютийё (1967).

В 1966-78 Королевский датский балет возглавлял Ф. Флиндт. Он восстановил лучшие пост. Авг. Бурнонвиля ("Ярмарка в Брюгге" Паулли; "Сильфида" Лёвеншелля), но одновременно готовил коллектив к исполнению спектаклей в самых разл. стилях, распространённых в мировом балетном театре 2-й пол. 20 в. В репертуаре появились постановки хореографов: П. Тейлора ("Ореол" на муз. Генделя, 1968), Г. Тетли ("Лунный Пьеро" Шёнберга, 1962), Х. Лимона ("Павана мавра", 1971), Л. Любовича ("Свадебка", 1974), М. Луиса и др. Работа над этими спектаклями помогла артистам овладеть школой танца модерн. Здесь ставят балеты также Дж. Ноймайер, Р. Пти, Дж. Роббинс, Х. ван Манен и др. Среди постановок самого Флиндта - "Чудесный мандарин" (1967) и балеты на сюжеты драматурга Э. Ионеско: "Урок" Дельрю (1964), "Юноша должен жениться" Нёргора (1967), "Триумф смерти" Коппеля (1972). Ряд постановок осуществил молодой балетм. Э. Хольм: "Тропизмы" Хольма (1964), "Орест" Риделя (1968).

Совр. дат. композиторы (Н. В. Бентсон, В. Хольм, П. Нёргор) часто обращаются к балету. Труппа Королевский датский балет выступает в здании Королевского театра, построенного в 1874 (имеется вторая сцена, функционирующая с 1957). При труппе работает школа (с 1771), где дети учатся 8 лет (с 7-9-летнего возраста) и проходят (с 16 лет) двухгодичную стажировку в театре. Окончившие школу принимаются в кордебалет, затем наиболее одаренные занимают положение солистов. Известные артисты 1960-70-х гг.: танцовщицы - Т. Ландер, К. Симоне, А. Леркесен, С. Эстергор, В. Флиндт, М. Хённинген, И. Ю. Хансен, С. Энглунд, Д. Бьёрн, А. Дюбдаль, Л. Хиндберг; танцовщики - Х. Кронстам, Н. Келет, Ф. Рюберг, О. Поульсен, П. Якобсен, П. Мартинс, П. Шауфус, Ф. Хальби, Й. Элиасен, А. Виллумсен, Ф. и А. Андерсен. В 1973 Королевский датский балет был на гастролях в СССР.

С 1872 в Копенгагене работал театр пантомимы, где ставились также балеты. Его непосредственным преемником является Театр пантомимы в копенгагенском парке "Тиволи", который с 1956 возглавляет Н. Б. Ларсен, ставящий там балеты. Наиболее известные дат. историки балета и критики: С. Краг-Якобсен, А. Фридерисия, С. Э. Ашенгрен.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Фактура Термины и понятия
Терменвокс Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Кларнет Музыкальные инструменты
Африканская музыка Национальные культуры
Fouette, фуэте Балет и танец
Кипрская музыка Национальные культуры
Монотематизм Термины и понятия
Бухарест Города
Церковный звукоряд Церковная музыка
Гудок Музыкальные инструменты
Симметричные лады Термины и понятия

Реклама