Балет Роббинса «Гольдберг-вариации»

The Goldberg Variations

Дата премьеры
27.05.1971
Жанр
Страна
США
Балет Роббинса «Гольдберг-вариации» / The Goldberg Variations. Фото: Paul Kolnik / nycballet.com

Одноактный балет на музыку И. С. Баха. Балетмейстер Дж. Роббинс, художник по костюмам Д. Юла, художник по свету Т. Скелтон.

Премьера осуществлена 27 мая 1971 года труппой «Нью-Йорк Сити балле».

Основой этого бессюжетного балета являет музыка «гольдберговских вариаций» Баха. «Гольдберг-вариации» состоят из арии, или основной темы, и тридцати вариаций.

Балет начинается и заканчивается исполненной достоинства сарабандой. В начале балета девушка в белом платье и юноша в костюме XVIII века исполняют элегантное pas de deux. В его финале юноша опускается на колено перед партнершей. Их манеры и жесты, напоминающие придворные танцы, задают тон всему балету. За ними выходят танцовщики в современных костюмах. Начинается трио: девушка начинает танец, по ее сигналу его подхватывают двое юношей. Их сменяет другое трио, его танец проникнут безмятежным настроением. Далее танцует ансамбль из четырех пар под несколько напыщенную музыку. Затем три пары в шутливом танце жестами изображают приветствия и изъявление благодарности. Их сменяют двое юношей в быстром танце состязающихся друг с другом. Музыка становится медленной, юноши позволяют себе отдых лежа на полу. Отдохнув, танцуют старинное сальтарелло. Появляется новая группа танцовщиков. Шесть юношей восторгаются девушкой, танцующей под легкую быструю мелодию. Затем следует общий танцевальный ансамбль. Музыка замедляется, исполнители образуют круг, в котором бродят без видимой цели. После «прогулки» двенадцать исполнителей начинают свой танец. Под баховскую шаловливую фугу идет танец четверых юношей, включающий сальто, «колесо» и кувырок. Их сменяют трое девушек и трое юношей, которые под стремительные музыкальные пассажи танцуют, как подхваченные ветром. Под размеренную мелодию танцуют три другие пары. Затем две шестерки объединяются для финального ансамбля. Свет притушен. В интимной атмосфере танцуют двое юношей, их сменяют двое девушек. Позже, «раскаявшись», юноши начинают танцевать с девушками. Свет становится ярче. Под аккомпанемент клавесина следует танец всего ансамбля, возглавляемого юношей в зеленом. Настроение становится более спокойным. Шесть девушек и столько же юношей танцуют, меняются партнерами. В финале юноши бережно уносят девушек за кулисы.

После исполнения пятнадцати вариаций наступает кульминационный момент. Вторая часть балета заметно отличается от первой. Здесь доминируют танцы трех пар, сольные вариации ведущих танцовщиков и танцы кордебалета из двадцати человек. Ближе к концу спектакля все танцовщики в нарядных костюмах, напоминающих придворные туалеты XVIII века, возвращаются на сцену и исполняют финальную вариацию. Первый танец, которым начинался балет, в финале исполняет та же пара, но одетая теперь в современные костюмы. Круг замкнулся...

Балет Роббинса «Гольдберг-вариации» / The Goldberg Variations. Фото: Paul Kolnik / nycballet.com

Согласно существующей версии, Бах написал «Гольдберг-вариации» для развлечения страдающего от бессонницы графа фон Кайзенринга — русского посланника при дрезденском дворе. Клавесинистом у графа служил Иоганн Теофиль Гольдберг, ученик Баха. Он играл графу, «на ночь глядя», сочиненные композитором вариации, и с тех пор их стали именовать по фамилии первого исполнителя. Это единственное произведение Баха, написанное в форме темы с вариациями. Однако, в отличие от большинства подобных композиций, «Гольдберг-вариации» имеют ряд важных особенностей. Под музыкальными вариациями обычно подразумевают различные разработки темы или мелодии, с которой начинается пьеса. Одна и та же мелодия повторяется, каждый раз приобретая новый оттенок. Но вариации Баха носят скорее гармонический, нежели мелодический характер, в них осуществляется разработка не мелодии, а басового аккомпанемента. В результате мелодия каждой из тридцати вариаций кажется новой, первоначальный аккомпанемент всякий раз получает иное развитие. Основной рисунок аккомпанемента слышен в первых тактах арии — сарабанды, написанной Бахом для жены. Предназначенные для увеселения «Гольдберговские вариации» — энциклопедия светской музыки своего времени. В них есть каноны, фуга, французская увертюра, сицилиана, попурри, соло с аккомпанементом, ряд инвенций и танцевальных пьес.

В книге «Сто один рассказ о большом балете» Джордж Баланчин и Френсис Мэйсон отмечают: «Лишь немногие балеты удостоились таких возвышенных похвал, как „Гольдберг-вариации"». Там же авторы приводят мнения критиков о балете после его премьеры. Так, журнал «Вэрайети» писал, что балет не только стал одной из «вершин искусства XX века, но и дал представление об идеальной хореографической постановке. Невозможно представить танцы, которые были ли бы более совершенны, чем в этом балете». Уинтроп Сарджент в журнале «Нью-Йоркер» восхищался: «Этот балет абстрактен в том же смысле, в каком абстрактна музыка, но, подобно музыке, он содержит настроение, варьирующееся от мрачного до игривого. Мистер Роббинс поразительно восприимчив к музыке, его трактовка ритмического рисунка — подобно его обращению с пространством сцены — изменчива, временами эксцентрична, однако в ней ощущается глубокое осознание ценности музыки. Для меня премьера „Гольдберг-вариаций" стала вершиной шумного балетного сезона, поставившей мистера Роббинса в один ряд с великими и самобытными мастерами искусства». (О творчестве Джерома Роббинса см. в статье о балете «В ночи»).

Балет Роббинса «Гольдберг-вариации» / The Goldberg Variations. Фото: Paul Kolnik / nycballet.com

Труппа «Нью-Йорк Сити балле» во время гастролей 1972 года показывала балет «Гольдберг-вариации» в Москве и Ленинграде. Среди участников выделялись балерины Гелей Киркланд, Патриша МакБрайд, Карин фон Арольдинген и танцовщики Джон Клиффорд, Хелги Томассен, Питер Мартине. Большинство из них танцевали и нью-йоркскую премьеру балета полутора годами ранее. Советские любители балета были в восторге от этой россыпи блистательных номеров, собранных в строгую форму баховской музыкой и талантом Джерома Роббинса. Официальная критика была сдержаннее — мешало предубеждение перед бессюжетными балетами.

А. Деген, И. Ступников

Фото: Paul Kolnik / nycballet.com

реклама

вам может быть интересно

Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама