Прокофьев. Скрипичный концерт No. 2

Violin Concerto No. 2 (g-moll), Op. 63

Композитор
Год создания
1935
Дата премьеры
01.12.1935
Жанр
Страна
СССР
Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Выдающийся скрипач Яша Хейфец называл Концерт для скрипки с оркестром № 2 Сергея Сергеевича Прокофьева «одним из величайших в мировой литературе скрипичных концертов». Почти два десятилетия отделяет его от создания Первого концерта, многое произошло за эти годы в жизни композитора, но главным событием стало возвращение на родину. Правда, работа над произведением началась еще во Франции: несколько любителей музыки попросили его создать произведение для Роберта Сётанса – известного скрипача, которому композитор обязался предоставить эксклюзивное право исполнения на год. Прокофьев начал работать над сочинением, которое поначалу мыслил как «концертирующую сонату», но позднее пришел к более традиционному жанровому определению – Концерт № 2.

Как вспоминал впоследствии Сергей Сергеевич, сочинение Концерта отражало его «кочевую жизнь»: лейттема первой части рождалась в Париже, основная тема Andante – в Воронеже, а оркестровал он сочинение в Баку. Побывал композитор и в Поленове, где ему так хорошо работалось на лоне природы. Концерт – одно из первых сочинений Прокофьева, завершенных по возвращении в родную страну – создавался параллельно с «Ромео и Джульеттой».

Второй концерт – произведение, имеющее лирическую природу, и качество это роднит его с Первым. Тем не менее, композитор поставил себе цель сделать Концерт № 2 «совсем другим, чем № 1» – и цели своей достиг: произведения глубоко различны между собой, и если в Первом концерте преобладает лирика пейзажно-изобразительного характера, то во Втором в большей степени выражена песенно-танцевальная музыкальная сфера. Прокофьев не случайно намеревался назвать это сочинение Сонатой – в Концерте есть нечто от камерного произведения, ему присуща тихая созерцательность и даже очаровательная скромность. Музыкальный язык отличается большей простотой и скромностью, доступностью, чем в Первом концерте. Впрочем, говорить об искусственном упрощении музыкального языка нельзя – этого Прокофьев не допускал никогда. Некоторая «демократизация» выражается в ярко выраженной жанровой природе тематизма – например, темы части первой пронизаны песенностью, вторая напоминает серенаду в классическом стиле, темам третьей части присуща танцевальная природа. Весьма ярко выражено во Втором концерте национальное начало.

В первой части – Allegro moderato – первое изложение главной партии композитор поручает солирующей скрипке без участия оркестра. Этот прием, роднящий сочинение Прокофьева с творениями классиков (например, с бетховенской Крейцеровой сонатой), в то же время позволяет провести параллель с фольклорной традицией – эта задумчивая, распевная мелодия близка украинским и русским песням. В первой части она играет особую роль, неоднократно возвращаясь (ее можно назвать лейттемой Allegro moderato), элементы этой мелодии возникают практически в каждом построении – ее мотив вплетается в маршеобразную, стремительную связующую, ее отголосками завершается заключительная партия, напоминающая перезвон колоколов. Широкая, эмоционально насыщенная побочная партия напоминает темы, характеризующие любовь Ромео и Джульетты в балете, ее украшают выразительные подголоски. В разработке облик главной партии меняется – она приобретает угловатость, утрачивая мягкость интонаций. Побочная партия тоже появляется в разработке, но роль ее не настолько велика. Полифоническая насыщенность музыкальной ткани, присутствовавшая и в экспозиции, становится еще более выраженной в репризе, причем скрипке поручается и мелодия, и подголоски. В коде в преображенном виде предстают интонации всех тем, но доминирующее положение вновь занимает лейттема.

Часть вторая – Andante assai – тоже выдержана в лирических тонах. По форме она представляет собою пятичастное рондо. Жанровое начало в его инструментальном воплощении выступает здесь на первый план: пиццикато струнных, предваряющее начало первой темы, вызывает ассоциацию с гитарным аккомпанементом. В первом эпизоде с помощью оригинального штриха имитируется звучание мандолины. Иные жанровые ассоциации возникают во втором эпизоде, украшенном скрипичными фигурациями – он напоминает хороводный танец. В третьем эпизоде возникает распевная тема.

Образам финала – Allegro ben marcato – тоже свойственна жанровая определенность. Главная партия напоминает мазурку, побочной присуща вальсообразность. В разработке господствует ритмическая схема главной партии, видоизменяющаяся в процессе развития. Роль полифонических элементов здесь невелика, но в конце преображенная главная партия объединяется с вариантом заключительной.

Прокофьев исполнил договоренность – первым интерпретатором Второго концерта стал Роберт Сётанс. Скрипач исполнил произведение в декабре 1935 г. в Мадриде, дирижировал Энрике Фернандес Арбос. Советскую премьеру осуществил Борис Семенович Фишман.


Второй скрипичный концерт — последнее произведение Сергея Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт — главная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была дана в Мадриде.

Концерт полон счастливых мелодических находок — это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности — от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна — некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно «Золушку». Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть — замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы — главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет.

Премьера концерта состоялась в Мадриде 1 декабря 1935 года. На премьере присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества. Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро, солировал на скрипке друг композитора Робер Соэтан, которому, кстати, и было посвящено это сочинение. Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился. Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом тщетно пытался успокоить публику.

Прокофьев. Скрипичный концерт No. 1

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Ораториальное творчество Вокально-симфонические

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама