Балет Макмиллана «Манон»

L’histoire de Manon

Дата премьеры
07.03.1974
Жанр
Страна
Великобритания
Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

Балет в 3 актах (7 картинах) на музыку Ж. Массне, сценарист (по роману А. Прево) и балетмейстер К. Макмиллан, художник Н. Георгиадис.

Премьера спектакля состоялась 7 марта 1974 года в Королевском балете Великобритании на сцене лондонского театра Ковент-Гарден.

История создания

«Манон» — второй трехактный балет, созданный Кеннетом Макмилланом в качестве художественного руководителя Королевского балета. Он начал работать над «Манон» вскоре после рождения единственной дочери. Его источником был французский роман 18 века аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731), который уже дважды адаптировали для оперы Массне и Пуччини. Музыкальные номера из различных произведений Жюля Массне подобрал и оркестровал известный танцевальный музыкант Лейтон Лукас и его ассистентка, концертмейстер балетной труппы Хильда Гонт. В музыкальное оформление балета вошла и знаменитая «Элегия» из оперы Массне как главная тема влюбленных. Премьера «Манон» состоялась 7 марта 1974 года, партии Манон и де Грие танцевали Антуанетт Сибли и Энтони Дауэлл. Балет очень быстро вошел в основной репертуар театра.

Макмиллан симпатизирует своенравной Манон, привнеся в балет свойственное ему понимание психологии и личные воспоминания о своем бедном детстве. Свою героиню Макмиллан описывал «не как девушку, которая боится быть бедной, но которая стыдится быть бедной. В те времена бедность была равносильна долгой, медленной смерти». Друг Макмиллана Николас Георгиадис отразил эту идею, изобразив зыбкую грань между роскошью и разложением французского общества накануне революции (действие балета перенесено в конец XVIII века). Невероятная хореография Макмиллана создала яркие живые картины общества Парижа и Нового Орлеана. Но основной энергетический заряд несет страстное па-де-де Манон и Де Грие, которое напоминает не менее интенсивную раннюю работу Макмиллана, «Ромео и Джульетту» — именно оно движет всю трагическую историю, превращая «Манон» в одну из самых невероятных драм Макмиллана.

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

Сюжет

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Во дворе гостиницы в пригороде Парижа

Здесь царит суета: актрисы, молодые люди, дамы полусвета, нищие. За столиком сидят богатый господин Г. М., его любовница и друзья. Около них крутится завсегдатай здешних мест Леско. Он ждет свою молоденькую сестру Манон, направляющуюся в монастырь. Появляется миловидный студент-богослов де Грие, он не выпускает из рук священное писание. Подъезжает карета с Манон и Пожилым господином. Он увлечен Манон, но та лишь кокетничает с ним. Леско уводит Пожилого господина в гостиницу, чтобы заключить с ним сделку относительно сестры. Неожиданно Манон сталкивается с де Грие. Юноша падает перед ней на колени, целует ей руку. Манон смущена, тронута, ее также влечет к де Грие. Первый дуэт героев — зарождение страсти. Они решают бежать вместе в Париж на те деньги, которые Манон удалось выманить у Пожилого господина. Когда тот вместе с Леско выходят из гостиницы, то выясняется, что Манон исчезла, — вскочив на козлы, де Грие увез ее. Господин Г. М. сообщает Леско, что заинтересован в его сестре. Леско обещает постараться добиться благосклонности Манон.

Картина 2. Квартира де Грие в Париже

Юноша пишет отцу, прося у него денег. Манон прерывает его. Второй дуэт героев — взаимные клятвы в любви. После жарких объятий де Грие уходит с письмом на почту. Появляются Леско и господин Г. М., который дарит Манон нарядное платье и драгоценности. Манон рада подаркам. Начинается па де труа, в котором брат и Г. М. как игрушку раскачивают Манон на руках. Брату удается подсадить сестру на плечо Г. М. Видя, что они поладили, Леско получает плату за «услуги». Манон с грустью прощается с постелью и уходит с Г. М. Возвращается де Грие. Леско обещает поделиться с юношей деньгами, если тот не будет препятствовать связи Манон с богатым Г. М. Оставшийся без средств де Грие, соглашается.

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

ДЕЙСТВИЕ II

Картина 3. Праздник в салоне Мадам

Разодетые девицы кокетничают с гостями-мужчинами. Подвыпивший Леско приводит в зал де Грие. Леско исполняет сольный танец, девицы в восторге. Появляются Манон и Г. М. Манон, преодолевая смущение от неожиданной встречи с де Грие, танцует со своими поклонниками. В сарабанде она переходит из одних рук в другие, пока в финале не возвращается к Г. М. Все уходят из зала, кроме де Грие. Как он и надеялся, появляется Манон. Юноша уговаривает ее уйти с ним. Манон убеждает его, что сначала надо выиграть у Г. М. большую сумму денег. Начинается игра. Де Грие попадается на мошенничестве. В разгаре ссоры влюбленные убегают.

Картина 4. Квартира де Грие

Третий дуэт героев — Манон и де Грие объясняются друг другу в любви. Юноша требует вернуть Г. М. его драгоценности. Но поздно. Г. М. появляется вместе с полицией. Вводят закованного в кандалы Леско. Манон арестовывают как проститутку. Завязывается драка, в которой от пули погибает Леско.

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

ДЕЙСТВИЕ III

Картина 5. Порт в Луизиане

На пристани собрались стражники и местные жители, они наблюдают за высадкой пассажиров. Среди прибывших молодых женщин, сосланных сюда за проституцию, и Манон. Ее трудно узнать, она истощена, ее шарм исчез. За ней следует де Грие, выдавая себя за ее мужа. По приказу Надзирателя стражи уводит Манон.

Картина 6. Кабинет Надзирателя

Вводят Манон. Надзиратель предлагает ей свое расположение за ее благосклонность. Она безучастна. Надзиратель одевает ей на руку браслет и обнимает Манон. Внезапно врывается де Грие и в припадке ревности закалывает Надзирателя кинжалом. Манон бросает на труп браслет и убегает вместе с де Грие.

Картина 7. Болота Луизианы

Здесь скрываются выбившиеся из сил беглецы. В полубреду девушка вспоминает свое прошлое: перед ней проходят призраки былых времен. Четвертый и прощальный дуэт героев. Манон взлетает в воздух и оттуда отчаянно бросается в объятия де Грие. Она теряет последние силы и умирает на руках де Грие.

Балет «Манон»

Сэр Кеннет Макмиллан (1929-1992) — один из виднейших английских и мировых балетмейстеров двадцатого века. С 1971 года до своей трагической смерти непосредственно за кулисами театра он руководил труппой Лондонского Королевского балета.

Хореограф ставил бессюжетные спектакли, среди них — «Концертные танцы» (1955), «Агон» (1958), «Весна священная» (1962), «Симфония» (1963), одноактные сюжетные балеты — от «Поцелуя феи» (1960) до «Иудиного дерева» (1992), но наибольшую известность и славу принесли ему большие, многоактные балеты-драмы. Наиболее известны: «Ромео и Джульетта» (1965) с музыкой Сергея Прокофьева, «Анастасия» (1971) на музыку Петра Чайковского и Богуслава Мартину с сюжетом о мнимой дочери русского царя Николая II, «Манон» (1974) на музыку Жюля Массне, «Майерлинг» (1978) на музыку Ференца Листа с рассказом о трагической истории австрийского кронпринца Рудольфа.

В этих спектаклях Макмиллан средствами классического балета исследовал яркие человеческие судьбы в сложных драматических обстоятельствах. Во многом благодаря балетам Макмиллана сформировалась блистательная плеяда английских артистов — Линн Сеймур, Антуанетт Сибли, Мерл Парк, Дарси Бассел, Кристофер Гейбл, Энтони Дауэлл, Дэвид Уолл и другие.

Балет «Манон» основан на романе Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731), интерес читателей к которому не иссякает до сих пор. Желание сделать его героев действующими лицами балета хореограф объяснил так: «Меня очаровали персонажи. В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно? В Манон аббата Прево интригует, прежде всего, то, что в ее мышлении начисто отсутствует логика. Только что она уверяла де Грие в своей любви, а уже в следующую минуту изменяет ему с престарелым графом. По-моему, ее поведение обусловлено прошлым, проведенным в нищете. Манон не только боится стать бедной, но и стыдится этой бедности».

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

Один из представителей позднего романтизма французский композитор Жюль Массне (1842-1912) был весьма плодовит. Камилл Сен-Санс вспоминал: «Легкость, с которой Массне сочинял, граничила с чудом. Я видел его больным, лежащим в постели в самом неудобном положении и заполняющим партитурную бумагу страница за страницей с быстротой, способной огорошить». Помимо множества симфонических, камерных сочинений и романсов его перу принадлежат оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Дон Кихот» (1910) и другие. Известно, что премьеру «Дон Кихота» пел Федор Шаляпин, в его же интерпретации в России широко известен романс «Элегия».

Другой современник композитора Клод Дебюсси писал: «Совершенно ясно, что музыка для Массне никогда не была тем „голосом вселенной", который слышали Бах и Бетховен: для него она была, скорее всего, чарующей частностью».

Для своего балета Макмиллан выбрал у Массне не музыку одноименной оперы, а множество отрывков из других опер — «Сид», «Гризельда», «Тереза», «Ариадна», «Золушка», «Клеопатра», «Дон Кихот», «Эва», «Таис», «Бахус», «Король Лахорский», а также из ряда симфонических сочинений.

Аранжировка и оркестровка всего музыкального материала принадлежит дирижеру Лейтону Лукасу и Хильде Гонт (В 2011 году партитура была оркестрована заново дирижёром Мартином Йейтсом.).

Балет «Манон»

Две основные темы Манон — оркестровые переложения романсов «Сумерки» и «Элегия». Они возникают уже в первом акте и в дальнейшем повторяются. Оркестровым вступлением к спектаклю стал фрагмент из оратории «Богородица». Отметим, что балетмейстер использовал музыку Массне по своему усмотрению, не обращая внимания на сюжет первоисточника. Так, например, сцена насилия над Манон в предпоследней картине исполняется на музыку из дуэта Дульсинеи и Дон Кихота.

Для понимания роли и характера музыки в данном балете приведем еще одно ироничное высказывание Дебюсси: «Массне понял подлинную роль музыкального искусства. Музыка должна смиренно стараться доставлять удовольствие. Надо, чтобы она покоряла нас или вкрадывалась в нас без затраты на это каких-либо усилий с нашей стороны».

Многоактные спектакли Макмиллана принадлежат к направлению «драматического балета», которое зародилось в 1930-х годах в Ленинграде и позже своими лучшими образцами (прежде всего, балетом «Ромео и Джульетта» Лавровского — Прокофьева) заразило весь мир.

Английские образцы этого жанра имеют свою специфику. Так, вряд ли можно обвинить «Манон» в умалении роли танца в целом спектакле, однако третий акт, за исключением последнего дуэта героев, беспомощен и в хореографическом, и в режиссерском смысле. Кажется, что выдумка и фантазия оставили балетмейстера на исходе второго действия. Впрочем, известно, что именно финальный акт подвергся критике после премьеры и Макмиллан кое-что переделал, но, увы, в недостаточной мере.

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

Зато украшением и своеобразной визитной карточкой спектакля стали четыре дуэта Манон и де Грие — от зарождения роковой для обоих страсти до смерти виновницы всех злоключений. Нередкое исполнение этих дуэтов (прежде всего — второго) мало теряет в выразительности и эмоциональности вне контекста спектакля, что не характерно для русских балетов-пьес. Некоторые критики даже утверждали, что только этих четырех дуэтов уже достаточно для раскрытия основной темы балета. Не будет преувеличением сказать, что именно желанию балерин станцевать эти маленькие шедевры хореографии балет «Манон» обязан своими многочисленными постановками на сценах крупнейших театров мира.

Балетмейстеру удалось создать ясный контраст между этими проявлениями личной драмы героев и массовыми х сценами. Последние полны суетной безжалостностью окружающей среды. Даже лучшие из них — танец нищих в первой картине, дуэт подвыпившего Леско со своей «дамой» и великолепная сарабанда Манон с поклонниками в сцене у Мадам — намеренно лишены внутреннего чувства. Советские критики заметили бы, что в них балетмейстер умело разоблачает буржуазное общество. Действительно, все общество в балете, мягко говоря, мало привлекательно, и в этом корни трагедии героев.

Как нередко бывает в балетах-драмах, в «Манон» ярко прорисованы образы большинства персонажей. Даже лишенный танца господин Г. М. остается в памяти, как уверенный в себе охотник за удовольствиями, не подвластный чувствам и уважающий лишь силу и богатство. В балете, в отличие от романа, Манон — фигура трагическая, цепь обстоятельств, а не собственное легкомыслие обрекли ее на бесславный конец. Любопытно, что Манон имеет лишь один небольшой сольный танец в первой картине, в дальнейшем она лишь плывет по течению, организованному другими. Да и де Грие несколько романтизирован в балете, его пороки также оправдываются окружающими обстоятельствами.

Балет Макмиллана «Манон» / L’histoire de Manon

На премьере в Лондоне главные партии исполняли Антуанетт Сибли (Манон) и Энтони Дауэлл (де Грие), в дальнейшем эти партии танцевали многие другие, находя в этих богато очерченных хореографически образах свои личностные оттенки.

Российские зрители могли впервые видеть балет «Манон» на гастролях лондонской труппы в 1987 году. В 2000 году ассистент хореографа Моника Паркер осуществила постановку балета на сцене Мариинского театра. По сравнению с первоначальной лондонской премьерой художником спектакля стал Питер Фармер, до этого делавший сценографию «Манон» на различных сценах мира.

Петербургскую премьеру танцевали Алтынай Асылмуратова (Манон) и Игорь Зеленский (де Грие), уже имевшие опыт освоения этих партий в зарубежных труппах. На следующем спектакле их сменили Диана Вишнева и Илья Кузнецов, позже «подоспели» и другие исполнители. И снова выяснилось, какой диапазон личностных трактовок дает этот спектакль.

Партию Манон недостаточно станцевать, ее надо создать. Одни балерины пытаются честно «сыграть» роль — получается доходчиво, но малоэмоционально. Другие стремятся примерить ситуации и поступки Манон на свою индивидуальность. Но выясняется, что ощутить себя Джульеттой или Авророй легче, чем подобной женщиной — «сложной, расчетливой и прямодушной в своей преступности и в то же время необычайно естественной» (Ги де Мопассан). Видимо, для того чтобы «стать» полнокровной Манон хотя бы на сцене, надо быть хоть него много... Манон!? Петербургская критика роптала, пугаясь возвращения эры пресловутых «драмбалетов». Однако балерины были счастливы, и публика не один год охотно посещала этот интересный, хотя и неровный спектакль.

А. Деген, И. Ступников

Фото: Михаил Логвинов, Олег Черноус

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама