Бичем, Томас (англ. Thomas Beecham; 29 IV 1879, Сент-Хеленс, близ Ливерпула — 8 III 1961, Лондон) — английский дирижёр, оперный и балетный импрессарио, музыкально-общественный деятель.
Не получил специального музыкального образования. Впервые выступил в 1905 с «Куинс-холл оркестром», в 1906 организовал в Лондоне Новый симфонический оркестр (с 1908 называется симфоническим оркестр Бичема). С 1910 дирижёр театра «Ковент-Гарден» в Лондоне.
Известен главным образом как оперный дирижёр, исполнял симфонические произведения Ф. Дилиуса, B. А. Моцарта, Р. Штрауса и И. Ф. Стравинского. Как импресарио пропагандировал современную музыку. Участвовал в организации постановок 120 опер, в т.ч. 60 новых. Организовал оперную труппу и собственный оркестр, первые в Англии выступления балетной труппы С. П. Дягилева, дирижировал спектаклями «Русских сезонов» в Лондоне (1911) и в Берлине, затем снова в Лондоне (1913).
В годы 1-й мировой войны 1914-18 финансировал многие оркестры и оперные компании Великобритании, руководил и дирижировал оперными спектаклями в театрах «Друри-Лейн», «Шефтсбери», «Олдуич тиэтр». Был основателем, руководителем и дирижёром Британской национальной оперной компании и ряда крупнейших оркестров (Лондонского филармонического — с 1932, Королевского филармонического — с 1947, и др.), а также многих фестивалей — Ф. Дилиуса в Лондоне (1929), в Лидсе (с 1932), Моцартовского в Зальцбурге (1932), в Глайндборне (1948, 1949), Эдинбурге (с 1947). Выступал в концертах Королевского филармонического общества и в театре «Ковент-Гарден» (с 1932 главный дирижёр театра, с 1933 художественный руководитель).
Гастролировал в Австралии, Канаде (1949-51). Работал в США дирижёром симфонического оркестра в Сиэтле (1941-43) и в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1942-44). Автор оркестровых сюит на темы опер и камерных произведений Г. Генделя. Написал автобиографические воспоминания.
Сочинения: A mingled chime: leaves from an autobiography, L., 1944, 1949; Frederik Delius, N. Y., 1960.
Литература: Smyth E., Beecham and pharoah, L., 1935; Сardus N., Sir Thomas Beecham, в его кн.: Delights oi music: a critic’s…, L., 1966, p. 32–48.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Томас Бичем принадлежал к числу музыкантов, оставивших неповторимый след в исполнительском искусстве нашего века, в музыкальной жизни своей родины. Сын купца, он учился в Оксфорде, никогда не посещал консерватории или даже музыкальной школы: все его образование ограничивалось немногими частными уроками. Но он решил не заниматься коммерцией, а посвятить себя музыке.
Известность пришла к Бичему уже в 1899 году, после того как он однажды заменил Ханса Рихтера за пультом «Халле-оркестра».
Величественность его внешнего облика, темпераментная и своеобразная манера дирижирования, во многом импровизационная, а также эксцентричность поведения принесли Бичему популярность во всем мире. Остроумный рассказчик, живой и общительный собеседник, он быстро устанавливал контакты с музыкантами, которые с удовольствием работали с ним. Может быть, отчасти поэтому Бичем стал основателем и организатором целого ряда коллективов. В 1906 году он создал Новый симфонический оркестр, в 1932 году — Лондонский филармонический, в 1946-м — Королевский филармонический. Все они на протяжении десятилетий играли видную роль в английской музыкальной жизни.
Начав в 1909 году дирижировать и в оперном театре, Бичем стал впоследствии руководителем «Ковент-Гардена», который нередко пользовался и его материальной помощью. Но прежде всего Бичем прославился как превосходный музыкант-интерпретатор. Огромной жизненной силой, вдохновением и ясностью была отмечена его трактовка многих классических шедевров, в первую очередь Моцарта, Берлиоза, произведений композиторов конца XIX века — Р. Штрауса, Римского-Корсакова, Сибелиуса,а также Стравинского. «Есть дирижеры,— писал один из критиков, — репутация которых зиждется на «их» Бетховене, «их» Брамсе, «их» Штраусе. Но нет такого, чей Моцарт был бы столь аристократически элегантен, чей Берлиоз так блестяще помпезен, чей Шуберт так прост и лиричен, как у Бичема». Из английских композиторов чаще всех Бичем исполнял произведения Ф. Дилиуса, но и другие авторы неизменно находили себе место в его программах.
Дирижируя, Бичем умел добиваться удивительной чистоты, силы и блеска звучания оркестра. Он стремился, чтобы «каждый музыкант играл свою партию, как солист». За пультом стоял импульсивный музыкант, обладавший чудодейственной силой воздействия на оркестрантов, «гипнотическим» влиянием, исходившим от всей его фигуры. При этом «ни один из его жестов, — как отмечает биограф дирижера, — не был выучен и известен заранее. Это знали и оркестранты, которые во время концертов были готовы к самым неожиданным пируэтам. Задача же репетиций ограничивалась тем, чтобы показать оркестру, чего дирижер хочет достичь на концерте». Но Бичем всегда был полон несокрушимой воли, уверенности в своих концепциях. И он неизменно воплощал их в жизнь. При всей оригинальности его артистической натуры Бичем был отличным ансамблистом. Великолепно дирижируя оперными спектаклями, он давал возможность певцам полностью раскрыть свои возможности. Первым представил Бичем английской публике таких мастеров, как Карузо и Шаляпин.
Бичем гастролировал меньше своих коллег, отдавая очень много сил английским музыкальным коллективам. Но энергия его была неиссякаемой, и уже в возрасте восьмидесяти лет он совершил большое турне по Европе и Южной Америке, часто выступал в США. Не меньшую известность за пределами Англии принесли ему многочисленные записи; лишь за последние годы жизни он выпустил более тридцати пластинок.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.