Лили Краус

Дата рождения
03.04.1905
Дата смерти
07.03.1986
Профессия
Страна
Венгрия
Лили Краус

Эту седовласую женщину за последние полтора десятилетия часто можно было увидеть за столом жюри крупнейших международных конкурсов. Но не менее часто — несмотря на преклонный возраст — появлялась она и на концертных эстрадах разных континентов. И если авторитет Лили Краус как педагога давно уже исключительно высок, то основывался он все же на ее достижениях как интерпретатора.

Начало ее пианистической карьеры относится к 30-м годам. Семнадцатилетней девушкой окончив Будапештскую музыкальную академию, она не торопилась концертировать: брала уроки теории у Золтана Кодая и Белы Бартока, совершенствовалась как пианистка у Артура Шнабеля. В течение нескольких лет Краус была педагогом Венской консерватории, но с приходом фашистов была вынуждена покинуть Австрию и избрать для себя жизнь странствующей артистки. В разгар второй мировой войны она предприняла кругосветное концертное турне и дорого поплатилась: в 1942 году пианистка без подданства была интернирована японскими военными властями в голландской Вест-Индии и на несколько лет лишилась возможности выступать, будучи по существу пленницей.

После войны все пришлось начинать сначала. Некоторое время Краус жила в Австралии, затем перебралась в Англию и стала британской подданной. Много позже она уехала в Новую Зеландию, которую и представляла обычно в составах конкурсных жюри. Впрочем, артистка продолжала вести «бродячий» образ жизни: переезжала с места на место, давая концерты, проводя семинары и курсы в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, слушая и оценивая молодых музыкантов.

И, несмотря на все это, как пианистка Лили Краус остается типичной представительницей австрийской школы со всеми ее характерными признаками: изяществом, тщательным вниманием к деталям, и, конечно, репертуаром. Последний у нее не слишком обширен. Из года в год она почти всегда играла музыку одних и тех же авторов — Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Шопена, меняя в программах лишь названия произведений. К этому короткому перечню добавлялось чаще всего лишь одно еще имя — Барток; артистка всегда отдавала дань памяти своему учителю.

Два основных качества принесли популярность пианистке: искренность чувства и пылкий темперамент, подчас, правда, бьющий «через край» и нарушающий динамические пропорции игры. Вот каким очертил облик Лили Краус несколько лет назад американский критик У. Локлейр: «Хотя мисс Краус и называет сейчас своим домом Лондон, ее игра остается стопроцентно венской. В Моцарте быстрые хроматические пассажи выполняются ею с удивительной ловкостью, но без ощущения торопливости; в Гайдне темы излагаются широко и красиво; в Шуберте напевные мелодии тающе трогательны и прекрасны. Слушатель не отдает себе отчета в том, какова техника мисс Краус, хотя она присутствует, и в достатке. Легкость, с которой она исполняет труднейшие пассажи — а их особенно много в кажущихся „невинными“ рондо Бартока, — обманчива. Но что действительно пленяет аудиторию в концертах Лили Краус, — это свежесть и блеск, которые она привносит в репертуар, быть может, звучавший бы блекло и старомодно в менее внимательных и любящих руках».

И все же главной привязанностью Лили Краус был Моцарт. В конце 50-х годов она начала записывать на пластинки все его концерты и сонаты. Этот монументальный труд закончен лишь в середине 70-х годов и занял свое вполне почетное место среди многих уже существующих звучащих собраний фортепианной музыки великого композитора. Последние годы жизни артистка провела в небольшом городке Эшвилле (штат Северная Каролина, США).

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама