Тимофеева Нина Владимировна (11 VI 1935, Ленинград — 3 XI 2014, Иерусалим) — советская артистка балета. Народная артистка СССР (1969).
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог Н. А. Камкова), с 1953 в Театре им. Кирова. Дебютировала на сцене этого театра ученицей в партии Маши (1952). С 1956 в труппе Большого театра.
Одна из крупнейших актрис советского балета, Тимофеева в своём развитии прошла путь от освоения вершин балетного академизма к раскрытию на его основе самых разных форм современной пластики. Танец Тимофеевой, обладающей виртуозной техникой, большим шагом, прыжком, отличается динамичностью, экспрессией, завершённостью хореографической лексики. В своём искусстве, полном острых, напряжённых раздумий о современности, Тимофеева раскрывает драматизм внутренних противоречий человека.
Первая исполнительница партий: Девушка («Ночной город» на музыку «Чудесного мандарина», 1961, балетмейстер Л. М. Лавровский), Асель («Асель» Власова, 1967, балетмейстер О. М. Виноградов), Эгина («Спартак», 1968, балетмейстер Ю. Н. Григорович), леди Макбет («Макбет» Молчанова, 1980, балетмейстер В. В. Васильев). Среди её лучших партий также: Одетта, Жизель, Мехменэ Бану.
Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. Участвовала в гастролях за рубежом. Снималась в фильме «Солисты большого балета» (1980).
Литература: Григорович Ю., Едва ли не самая современная, «ТЖ», 1969, № 13, с. 14–15.
Н. Ю. Чернова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.
Лауреат Международного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1957), заслуженная артистка РСФСР (1958), народная артистка РСФСР (1963), народная артистка СССР (1969).
Окончила ЛХУ в 1953 (ученица Н. Камковой). В 1953-55 в Театре им. Кирова исполняла партии: Одетта — Одиллия, Маша, Мирта; феи Смелости, Золота, Серебра («Спящая красавица»), вариация IV акта («Дон Кихот»).
С 1955 в Большом театре. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы; Асель («Асель»), Мехменэ Бану; Девушка («Ночной город»), Эгина; др. партии: Одетта — Одиллия, Лауренсия, Гаянэ, Китри; прелюд, мазурка («Шопениана»), Жизель.
Ведущая балерина ГАБТа, Тимофеева обратила на себя внимание еще на сцене ленинградского театра. Хорошую техническую подготовку, владение академическим, строгим стилем танца, незаурядное артистическое дарование обнаружила молодая балерина в первых выступлениях в партии Одетты — Одиллии. В дальнейшем на московской сцене дарование балерины полностью развернулось в ролях классического и современного репертуара.
Сочинения: Воспоминания.— В кн.: Л. М. Лавровский. М., 1983; «Балет и ничего, кроме балета...» — Сов. культура, 1984, 16 окт.
Литература: Львов-Анохин Б. Тимофеева.— В кн.: Мастера Большого балета. М., 1976; Чернова Н. Н. В. Тимофеева.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Карп П. Нина Тимофеева — Одетта — Одиллия.— Театр, 1955, № 5; Луцкая Е. Звание обязывает.— Муз. жизнь, 1967, № 19; Львов-Анохин Б. Нина Тимофеева.— Театр, 1968, № 8; Григорович Ю. Едва ли не самая современная.— Театральная жизнь, 1969, № 3; Тюрин Ю. Экспрессия, мысль...— Муз. жизнь, 1983, № 5; Дашичева А. Как сердцу высказать себя.— Сов. балет, 1984, № 4.
А. Деген, И. Ступников
Источник: Ленинградский балет, 1988 г.