Бородин. Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила»

String Trio (g-moll)

Композитор
Год создания
1855
Жанр
Страна
Россия
Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin

В жизни Александра Порфирьевича Бородина знаковым событием стало знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым и его кружком, состоявшееся в 1862 г. До этого он не придавал особого значения своим музыкальным занятиям. Тем не менее, к тому времени Александр Порфирьевич сочинял музыку уже в течение полутора десятилетий. Неудивительно, что в первом же крупном произведении, представленном публике – Симфонии № 1 – Бородин предстал вполне сложившимся автором (и это притом, что профессионально он композиции не обучался). К тому времени у Бородина уже был композиторский опыт, и немалый. Той «творческой лабораторией», в которой этот бесценный опыт приобретался, стала камерно-инструментальная музыка. Именно к периоду, предшествовавшему знакомству с Балакиревым, относится большая часть камерных сочинений композитора (исключение составляют лишь два струнных квартета, созданные в зрелый период и являющие собою вершину камерного творчества Бородина). Одно из сочинений, относящихся к раннему периоду – Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Это одно из немногих юношеских сочинений Бородина, которые исполнялись в XIX столетии (издано в то время не было ни одно).

Это Трио, как и все ранние произведения композитора, тесно связано с традициями домашнего музицирования, процветавшего в России в XIX веке. Репертуар любительских ансамблей был весьма широк: исполнялись переложения популярных фрагментов из опер, увертюр, камерные сочинения зарубежных композиторов, не всегда предназначенные для ансамблей в оригинале (Бородин тоже отдал дань этой традиции, создав ре-мажорный Квартет для флейты, гобоя, скрипки и виолончели на основе двух сонат Йозефа Гайдна). Но особая любовь выпала на долю вариаций на темы русских народных песен.

Трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» предназначено для струнных – двух скрипок и виолончели. Это одночастное произведение, по форме представляющее собою вариационный цикл. Примечательна мелодия, избранная композитором в качестве темы. Автор текста известен – это поэт Александр Петрович Сумароков, правда, первая строка изменена (в оригинале – «Чем тебя я оскорбила»). Некоторые исследователи относят ее не к народным песням, а к городским романсам, написанным в манере народных песен. Но, так или иначе, автор музыки неизвестен, и существовали разные варианты песни, но различия между ними незначительны, структуру мелодии они не затрагивали. Мелодия сочетает в себе наивную простоту и оттенок сентиментальности. Примечательно, что первая фраза напоминает начало украинской народной песни «Ой, не світи, місяченьку». Интонации, напоминающие украинские песни, встречаются и в некоторых других ранних сочинениях Бородина, и он не был одинок в своем интересе к этой области славянского народного творчества: еще в XVIII веке украинские фольклорные образцы включались в сборники русских народных песен, их пели в городах, приспосабливая русские тексты, и в XIX веке этот интерес не ослабевал. В пользу принадлежности песни к городскому фольклору свидетельствует минорный лад с повышенной седьмой ступенью. Именно такие песни были особенно популярны в домашнем музицировании, и выбор Бородина был закономерен.

Создавая вариационный цикл, композитор следует сложившимся к тому времени традициям: произведение открывается медленным вступлением, основанным на интонациях темы. Столь же традиционны приемы варьирования: перенесение мелодии в басовый голос, гармонические фигурации в широком диапазоне, подвижные мелодические фигурации в контрапунктическом сочетании с фрагментами темы. Такие приемы варьирования используются в минорных вариациях, в которых сохраняется эмоциональный настрой темы. Отдельные черты перекликаются с «Камаринской» Михаила Ивановича Глинки: неизменная мелодия в первой и четвертой вариациях, ее новый вариант во второй.

Более интересными и самобытными выглядят мажорные вариации – словно со сменой лада композитор «освобождается» от всего, что задает тема, и начинает действовать более свободно. Параллели с творчеством Глинки можно усмотреть и здесь – например, в третьей вариации изящная мелодия на органом пункте перекликается с музыкальной характеристикой волшебных дев Наины из оперы «Руслан и Людмила». Но в мажорных вариациях присутствуют и индивидуальные черты композиторского облика Бородина: неторопливо-тяжеловесное «раскачивание» в пятой вариации, юмористический оттенок в третьей.

Заключительная вариация особенно интересна своим необычным ладовым колоритом: мелодия в дорийском ладу приобретает черты натурального минора, располагающегося на квинту выше. Фактура имеет немало общего с многоголосием, характерным для русской крестьянской песни: длительное развертывание мелодии в нижнем голосе на фоне выдержанной октавы, сведение голосов к унисонам и октавам в конце построений. В таком изложении мелодия приобретает оттенок величественного спокойствия.

Струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» – интересная страница творческой биографии Александра Порфирьевича Бородина. В этом сочинении, выросшем из традиции домашнего музицирования, чувствуется рука будущего автора «Богатырской симфонии» и «Князя Игоря».

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Струнные квартеты Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама