Cello Sonata No. 2 (F-dur), Op. 99
Вторую сонату для виолончели и фортепиано Иоганнес Брамс написал по просьбе виолончелиста Роберта Хаусмана. Композитор работал над новым сочинением летом 1886 года в швейцарском городке Тун. Осенью он «собирал урожай» – исполнял в Вене написанное за лето. 24 ноября соната была исполнена (еще по рукописи) в Малом зале Венского музыкального союза. Партию виолончели играл Хаусман, партию фортепиано – автор.
Первая часть сонаты поражает мудрой экономией, секретом которой Брамс овладел в поздние годы. В ее основе лежит мотив из двух звуков, из которого, как из зерна, вырастают обе темы – и главная, и побочная.
Вторая часть – возможно, то самое загадочное Adagio affettuoso, которое Брамс более двадцати лет назад исключил из Первой виолончельной сонаты и теперь вернул из небытия.
В начале финального Allegro molto Брамс неожиданно переключает внимание на пианиста, поручая фортепиано почти оркестровую фактуру. Начальная тема финала родственна главной теме последней части Первой симфонии Брамса – только музыка здесь скромнее по масштабу и не лишена юмористических штрихов.
А. Булычёва