Мари Анн Камарго

Дата рождения
15.04.1710
Дата смерти
28.04.1770
Профессия
Страна
Франция
Портрет Мари Камарго работы Николя Ланкре

Камарго, Мари Анн (настоящая фамилия — Кюпис де Камарго) (фр. Marie-Anne de Cupis de Camargo; 15 IV 1710, Брюссель, — 28 IV 1770, Париж) — французская артистка балета. По национальности испанка.

Дочь придворного музыканта. Музыке, пению и танцу училась у деда. Дебютировала в 1720 в брюссельском «Театре-де ла Монне». Затем училась в Париже у Ф. Прево, по возвращении в Брюссель заняла положение прима-балерины. Позднее выступала в Руане. Дебютировала в Королевской академии музыки в 1726 в дивертисменте «Характеры танца». Вскоре выдвинулась в число наиболее знаменитых танцовщиц своего времени.

Исполняла танцевальные партии в постановках опер: «Аякс» Бертена, «Преображённые любовные страсти» Буржуа (1726), «Любовь богов» Муре, «Медея и Язон» Саломона (1727), «Принцесса Элиды» Вильнёва (1728), «Тарсис и Зели» Ребеля и Франкёра (1728); балетные антре в лирических трагедиях Ж. Б. Люлли — «Роланд» (1727), «Альцеста, или Торжество Алкида», «Беллерофон» (1728), «Тезей» (1729), «Фаэтон» (1730), «Амадис» (1731), «Изида» (1732) и др.

В 1735 оставила сцену, в 1740 вернулась в театр и вскоре заняла место первой танцовщицы. Выступала в постановках опер-балетов, лирических трагедий и героических пасторалей Ж. Ф. Рамо — «Галантная Индия» (1743), «Празднества Полимнии» (1745), «Храм Славы» (1746), «Празднества Гебы, или Лирические таланты» (1747), «Празднества Гименея и Амура» (1748), «Заис» (1748), «Наис» (1749), «Зороастр» (1749). Вышла на пенсию в 1751. Последний раз выступала на сцене в 1753 в героической пасторали Мондонвиля «Титон и Аврора».

Камарго с особым блеском исполняла танцы в быстром темпе, её танцевальная техника складывалась под влиянием танцовщиков-виртуозов (Пекур, Дюпре и др.). Она ввела в женский танец сложные па (антраша-катр и др.), ранее исполнявшиеся только мужчинами. Использовала новые движения, постоянно усложняя и варьируя их, чтобы разнообразить однотипные антре.

Новаторство Камарго проявилось главным образом в сфере чистого танца, т. к. жанр сюжетного балетного спектакля к середине 18 в. ещё не сложился, а в операх и лирических трагедиях, ставившихся в Королевской академии музыки, исполнялись лишь вставные балетные номера и отдельные танцы (менуэты, гавоты, мателоты, ригодоны, тамбурины и др.). Усложнение техники танца потребовало изменений костюма. Тяжёлые платья сковывали танцовщицу. Камарго сначала облегчила, а затем укоротила их, устранив громоздкие фижмы и тяжёлый каркас («панье»). Камарго заменила и обувь, т. к. высокий каблук мешал выполнению пируэтов и заносок.

Жизнь Камарго послужила сюжетом для оперы Э. де Лева, оперетт Ш. Лекока и Понкале и балетов К. Даль Арджине, Л. Минкуса и Д. Брайта. Камарго неоднократно изображал художник Н. Ланкре.

Литература: Худеков С.Н., История танцев, ч. 2, СПБ, 1914; Но в ер Ж. Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], [Л. — М., 1965]; Amiel J., Mademoiselle Camargo, danseuse d’Opera, «Musica-disques», 1960, № 71, p. 45 — 49; Daniels D.P., The first ballerina?, «Dance magazine», 1960, Jan., p. 52 — 53, 66.

К. Г. Филонова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.


Мари Камарго на картине Николя Ланкре

Хотя ее часто называют реформатором танца, ничего нового она в балет не внесла и даже не собиралась – она совершенствовала, оттачивала и доводила до идеала формы, созданные задолго до нее. Но зато она отважилась на самый настоящий бунт.

15 апреля 1710 года в Брюсселе родилась девочка, которая стала олицетворением женского виртуозного танца для первой половины восемнадцатого века. Ее звали Мари-Анн де Кюпи де Камарго. Отцом ее был испанец-музыкант, который вовремя обнаружил у нее способности к танцу. А первым учителем стал дед.

Сперва малышку приглашали выступать в домах местной знати. Затем несколько дам собрали деньги, чтобы отправить Мари-Анн в Париж – учиться у знаменитой Франсуазы Прево. К тому времени Прево была ведущей танцовщицей Королевской академии музыки и танца– кстати, этот «титул» она носила чуть ли не четверть века. Для своего времени она считалась виртуозкой и блистала в дивертисментах, умудряясь в театрализованных бытовых танцах, менуэтах и гавотах, и с маской на лице создавать то, что современники называли «характерами любви».

Достаточно было трех месяцев занятий – и Камарго дебютировала в брюссельском театре «Де ля Монне». Ей тогда было всего пятнадцать лет. Камарго сразу предложили несколько контрактов, она выбрала оперный театр Руана и танцевала там, пока театр не закрылся. К тому времени девушка уже успела получить некоторую известность, и ей предложили место в Королевской академии музыки. Камарго приехала в Париж и 5 мая 1726 года дебютировала в дивертисменте Прево «Характеры танца». Публике она понравилась, в газете «Меркюр де Франс» были отмечены ее техничность, музыкальная чуткость, воздушность и сила, южный пыл, но критики ничего не сказали насчет обязательной для танцовщицы грации…

А за кулисами уже предвкушали поединок между двумя молодыми и честолюбивыми плясуньями – Камарго и Мари Салле. Дебют Салле состоялся четырьмя годами раньше, и она-то как раз уделяла больше внимания грации и актерскому мастерству, чем технике танца.

Камарго трезво, что в ее возрасте даже удивительно, оценила свои плюсы и минусы. Да, первой красавицей ее не назовешь, но ни у кого в труппе нет такой выворотности и такой крошечной ноги. А размеру ножки тогда придавали большое значение – чем меньше, тем аристократичнее.

С такой выворотностью можно не хуже мужчин исполнять заноски. Но кто оценит ее безупречные кабриоли, бризе, антраша руайяль и антраша катр, если ноги до самых лодыжек скрыты тяжелой юбкой, декорированной лентами и цветочными гирляндами? Пышное платье стало врагом Камарго – оно сдерживало ее быстрые движения, ограничивало разнообразие ракурсов тела, тугая шнуровка мешала проявить природную гибкость.

Другим врагом, как ни странно, стала Франсуаза Прево. У Камарго за 1726 год было несколько блестящих партий – морячка в трагедии «Аякс», грация в балете «Тайны любви», морячка, пастушка и вакханка в балете «Любовные похождения богов». Танцовщица вошла в моду. Парижане стали носить туфли и шляпы а-ля Камарго, веера и прически а-ля Камарго. Этого перенести Прево не могла. По ее воле девушку поставили чуть ли не в задний ряд кордебалета – артисты, которых туда назначали, назывались в то время «береговой стражей». Дело в том, что огромные задники обычно изображали сельский пейзаж, украшенный речкой, озером или морем, а кордебалет стоял у самого задника. Но Камарго была смела и находчива, да еще прекрасно знала о своей способности схватывать и воплощать все оттенки музыки. Во время одного из спектаклей случилась накладка – танцовщик Давид Дюмулен пропустил свой выход. Музыка играет – а на сцене никто не танцует! Камарго выбежала из кордебалета и сымпровизировала танец, покоривший публику. Все были в восторге, кроме Прево. Она отказалась заниматься с дерзкой ученицей.

Но Камарго договорилась об уроках с танцовщиком Мишелем Блонди, который четверть века назад слыл «величайшим танцовщиком Европы». Он довел до совершенства ее выворотность, которая помогла овладеть всеми секретами заносок, и прыжковую технику.

И тогда Камарго отважилась на бунт. Она самовольно укоротила юбку чуть ли не на двадцать сантиметров. Правда, фижмы и шнурование сохранила, но теперь четкие отточенные движения ее ног были на виду, и публика могла сравнивать ее прыжки с прыжками мужчин-виртуозов. Она блеснула новым и неожиданным для женщины стилем танца – быстрым и напористым, не дающим зрителю возможность рассмотреть недостатки танцовщиц, она сделала ставку на виртуозность. Не уверенная в своей грации, она танцевала только быстрые танцы – в стремительном движении жеманная томность, обязательная для артистки в восемнадцатом веке, все равно невозможна. Знаменитый Вольтер, один из ее поклонников, наградил Камарго странным для сегодняшней публики комплиментом: «Она первая сравнялась в танце с мужчиной».

Вольтер забыл сказать, что Камарго в этом соревновании была в менее выгодном положении, чем мужчины, – им не приходилось в прыжке поднимать на себе пышную юбку и дорогой и тяжелой ткани. Их прыжок был выше, а Камарго проделывала заноски, почти не отрываясь от земли, что гораздо труднее. Вот что писал о ней Джакомо Казанова: «Я видел танцовщицу, которая скакала, словно фурия, откалывала антраша направо, налево и во все стороны, но едва поднималась от пола».

Конечно, обрезанная юбка Камарго вызвала страшный скандал. Публика разделилась на два лагеря. Одни обвиняли актрису в безнравственности – она публично продемонстрировала ноги. Другие рукоплескали и любовались. Их было куда больше – и слава Камарго выросла неимоверно. Туфли а-ля Камарго вошли в моду среди придворных дам, а ее сапожник стал самым популярным мастером в Париже.

Вслед за Камарго укоротила юбку и ее соперница Мари Салле, а потом и прочие танцовщицы.

Камарго выступала на сцене Королевской академии музыки и танца до марта 1735 года – ей пришлось прервать карьеру по желанию знатного покровителя. Но в декабре 1741 года она вернулась – и тут же вернула свою популярность, сохранив ее вплоть до последнего выхода на сцену 5 марта 1751 года. Интересно, что она не только танцевала, но и пела.

Умерла Камарго 28 апреля 1770 года. На ее смерть откликнулся даже барон Гримм – критик, публицист, дипломат, долгие годы состоявший в личной переписке с Екатериной Великой. Мадемуазель Камарго, известная в кулисах тысячью блестящих похождений, обессмертила себя в театре как родоначальница танца кабриолей». Очевидно, именно «тысяча похождений» и привлекла впоследствии внимание либреттистов и композиторов.

Камарго – одна из немногих танцовщиц, чей образ не затерялся в глубине веков, а постоянно вызывал интерес публики. Возможно, первым ее сделал героиней своего балета в 1868 году итальянский композитор Константино Даль' Арджине. В 1879 году композитор Шарль Лекок сочинил оперетту «Камарго», а в 1872 году балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Камарго» на музыку Минкуса. В 1898 году в Турине состоялась премьера оперы Энрико де Лева «Камарго». А в Эрмитаже хранится картина Никола Ланкре «Танцовщица Камарго», написанная в 1730 году.

Д. М. Трускиновская
Источник: 100 великих мастеров балета, 2010 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Эуген Сенкар Дирижёры
Григорий Павлович Любимов Инструменталисты
Люба Енчева Пианисты
Давид Поппер Инструменталисты
Уильям Примроз (Примроуз) Инструменталисты
Рудольф Кемпе Дирижёры
Жан Жак Руссо Композиторы

Реклама