
Кастро, Хуан Хосе (Juan José Castro; 7 III 1895, Авельянеда, Буэнос-Айрес — 3 IX 1968, там же) — аргентинский композитор и дирижёр. Брат Хосе Мария Кастро.
Учился музыке в консерватории Буэнос-Айреса, затем совершенствовался в Париже у В. д’Энди (композиция, 1914–19) и Э. Рислера (фортепиано, 1919–24). Вернувшись на родину, вошёл в состав «Группы обновления». В 1929 основал струнный квартет, в котором играл партию первой скрипки. В том же году организовал и возглавил камерный оркестр «Ренасимьенто». В 1930–43 дирижировал оперными и балетными спектаклями в театре «Колон» (Буэнос-Айрес).
С 1933 директор театра «Колон», а также Ассоциации профессиональных оркестрантов, Симфонической ассоциации. Ежегодно вёл циклы концертов в Буэнос-Айресе; впервые исполнял произведения ряда композиторов, в т. ч. И. Ф. Стравинского («Весна священная»), М. де Фалья («Любовь-волшебница») и др. Гастролировал как дирижёр в странах Америки и Европы, выступая с лучшими симфоническими оркестрами.
В разные годы возглавлял симфонические оркестры в Гаване (Куба), Монтевидео (Уругвай), Мельбурне (Австралия) и др. В ранний период творчества испытал влияние французского импрессионизма (например, программная симфоническая поэма «В саду мёртвых», 1924).
Интересовался русской музыкой, в частности выразительными приёмами А. Н. Скрябина. В дальнейшем стремился добиться органичного сочетания элементов аргентинского фольклора (главным образом его ритмических особенностей) с классическими музыкальными формами.
Среди наиболее значительных произведений: Аргентинская симфония (1936), Симфония полей (Sinfonia de los campos), Концерт для фортепиано с оркестром (1941).
Сочинения:
оперы — Чудесная башмачница (La zapatera prodiglosa, по Ф. Гарсиа Лорке, 1950), Прозерпина и чужестранец (Proserpina у el straniero, по роману О. дель Карло, 1952, Милан), Кровавая свадьба (Bodas de sangre, по Гарсиа Лорке, 1956); балеты — Мекхано (Mekhano, 1937), Оффенбахиана (на музыку Ж. Оффенбаха, 1940); кантата — Мартин Фьерро, для баритона, хора и орк. (1948); для оркестра — симфония Челла (La Chellah, 1927), Библейская симфония (Sinfonia biblica, 1932, с хором), симфонические поэмы — Матери (A una madre, 1925), Креольские кораллы (Corales criollos, 1954, 1-я пр. на фестивале латиноамер. музыки в Каракасе, 1954); 2 сюиты (1929); концерты с оркестром — для фортепиано (1941), для скрипки (1965); камерно-инструментальные ансамбли — трио, квартет; для фортепиано — соната, прелюдии; для скрипки и фортепиано — соната; для виолончели и фортепиано — соната, сарабанда.
M. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Музыкальная семья по фамилии Кастро играет важную роль в культурной жизни сегодняшней Латинской Америки. Ее составляют четыре брата: скрипач и музыковед Луис Арнальдо, виолончелист и композитор Вашингтон, виолончелист, композитор и дирижер Хосе Мария и, наконец, пользующийся наибольшей известностью, дирижер и композитор Хуан Хосе.
Популярность последнего перешагнула далеко за пределы Латинской Америки, и этим он обязан в первую очередь своей дирижерской деятельности. Простая, сдержанная и убедительная манера Кастро, лишенная внешней эффектности, завоевала признание во многих странах Америки и Европы, где регулярно выступал артист. Во многом благодаря Кастро музыка латиноамериканских, и в первую очередь аргентинских авторов, становилась известной в других странах.
Хуан Хосе Кастро — разносторонне образованный и одаренный музыкант. Он учился в Буэнос-Айресе, совершенствовался в Париже у В. д'Энди и Э. Рислера как композитор, а вернувшись на родину, играл в различных камерных ансамблях на скрипке. В начале тридцатых годов Кастро почти целиком посвятил себя дирижерской и композиторской деятельности. Он основал и возглавил камерный оркестр «Ринасименто», выросший в первоклассный коллектив с богатым репертуаром. Кроме того, Кастро с 1930 года в течение четырнадцати лет постоянно дирижировал оперными и балетными спектаклями в лучшем театре Латинской Америки — театре «Колон» в Буэнос-Айресе.
С 19ЗЗ года он стал директором Ассоциации профессиональных оркестрантов и Симфонической ассоциации, дирижируя концертами этих музыкальных обществ. В 1943 году несогласие с действиями диктатора Перона заставило Кастро на 12 лет покинуть родину. Вернувшись, он вновь занял ведущее место в музыкальной жизни страны. Артист выступал также со всеми лучшими оркестрами США, концертировал по Европе, в течение ряда лет возглавлял симфонические оркестры Гаваны (Куба) и Монтевидео (Уругвай). Перу Кастро принадлежат сочинения в различных жанрах — оперы, симфонии, камерная и хоровая музыка.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.