
Чесноков Павел Григорьевич (12 (24) X 1877, близ г. Воскресенска, ныне г. Истра Московской обл. — 14 III 1944, Москва) — русский советский хоровой дирижёр, композитор и педагог.
В 1895 окончил Московское синодальное училище церковного пения. В 1895–99 брал уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917 кончил Московскую консерваторию по композиции и дирижированию у M. M. Ипполитова-Иванова (по инструментовке занимался у С. Н. Василенко). С 1895 вёл класс хорового дирижирования в Московском синодальном училище церковного пения (с 1918 — Хоровая академия), одновременно преподавал хоровое пение в начальных и средних школах, был регентом в церковных хорах. В 1916–17 руководил хором Русского хорового общества.
После Великой Октябрьской революции 1917 активно включился в работу по развитию советской хоровой культуры. В 1917–22 руководил Государственным хором, в 1922–28 — Московской академической капеллой. В 1931–1933 главный хормейстер Большого театра, в 1932–33 — одновременно капеллы Московской филармонии. В 1917–20 преподавал в Музыкальном училище им. Октябрьской революции хоровое дирижирование, чтение хоровых партитур, в 1920–44 — в Московской консерватории — хоровое дирижирование, хороведение (создал этот курс), вёл хоровой класс (с 1921 профессор). Многие ученики Чеснокова стали известными хоровыми дирижёрами: А. Б. Хазанов, И. Г. Лицвенко, Г. П. Лузенин и др.
Чесноков — один из крупнейших мастеров русской советской хоровой культуры. Обладая большим педагогическим и исполнительским опытом, Чесноков как руководитель хоров добивался от коллективов совершенной техники исполнения, безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора. Написал свыше 500 хоровых сочинений. Известность получили хоры на слова Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова, А. Н. Островского, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, романсы, в т. ч. на сл. А. Н. Плещеева, обработки русских народных песен.
Автор книги «Хор и управление им» (1940, 1952), в которой разрабатываются теоретические проблемы хорового искусства.
Литература: Локшин Д. Л., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963; Птица К. Б., Мастера хорового искусства, М., 1970.
З. М. Гольдберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Павел Григорьевич Чесноков — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.
Родился близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса (1862–1933) и М. М. Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.
Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес — духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Богородице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов.
Чесноков — один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).
После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 опубликовал книгу «Хор и управление им». Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944.
Чесноков, Александр Григорьевич (1890–1941), младший брат Павла Григорьевича, также известный регент и композитор. Окончил с отличием Синодальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. Был педагогом и регентом Придворной певческой капеллы, профессором Петербургской консерватории.
Эмигрировал в 1923 сначала в Прагу, где руководил Общестуденческим русским хором им. А. А. Архангельского, затем переехал в Париж. Автор ряда духовно-хоровых произведений в стиле «нового направления», оригинальной оратории для хора, солистов и оркестра «Реквием — Таинство смерти» (впервые исполнено в Москве во второй половине 1990-х годов) и ряда светских произведений.