Шопен. Два ноктюрна Op. 37

Nocturnes, Op. 37

Композитор
Год создания
1839
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Op. 37 No. 1, соль минор
Op. 37 No. 2, соль мажор

Ноктюрны ор. 37 (опубликованы в 1840 году) носят интимно-лирический характер. Контрасты мягкие, сглаженные, что не случайно, но отражает постепенный отход Шопена от бурной романтической драматургии второго периода его творчества.

Ноктюрн g-moll (сочинен в 1838 году). В первой теме пасторального характера ощутимы интонации украинского фольклора. Эта слегка элегическая „думка" чередуется с хоральной созерцательностью средней части. Приметны натурально-плагальные обороты (такты 13-15), вариационный орнамент при повторениях. Средняя часть — пример редкого у Шопена выдержанного четырехголосия (однако свободного по голосоведению). В конце — плагальность и мажорное просветление. Повсюду своеобразное сочетание простодушия с утонченностью.

Ноктюрн G-dur (сочинен в 1839 году). Очень образно противопоставление изящной, капризной кокетливости и ласковой сердечности. Всё это на фойе покачиваний баркарольного ритма. Форма ноктюрна рондообразна (с двумя темами). Характерна избыточная деструктивная модуляционность, изменчивая, как переливы воды, как смены быстро мелькающих ощущений: в соль мажоре — лишь небольшая (примерно одна седьмая) часть ноктюрна. В тактах 1-28 модуляционная „экскурсия" G—a—G—В—Des—es—Des—b—F—a—G—f... —любопытна симметрией своих ходов. Кроме того, в данном периоде отметим мелодизацию баса. Начало второй части с его плагальностью, диатоническим обыгрыванием квинты и характерными попевками весьма народно. Дальнейшее хроматическое движение С—Е и В—D (подход к В—D через „намеки" fis-moll и as-moll) очень выразительно томительной романтикой нарастаний.

Реприза первой темы дана на органном пункте доминанты. Реприза второй темы начинается с E-dur („вариант" тоники C-dur), ведет к Gis-dur, Fis-dur, D-dur, Fis-dur и лишь затем приводит к G-dur (второй репризе первой темы). В тактах 11-9 от конца любопытна модуляция по малым терциям (G—В—Des—Е—G) при посредстве плагальных энгармонизмов (например: трезвучие четвертой ступени соль мажора равно трезвучию второй ступени си-бемоль мажора с повышенной терцией). В этом ноктюрне, как и в предыдущем, драматическая коллизия совершенно отсутствует. Вместо нее лишь мягкая контрастность прозрачных звуковых арабесок и теплой, певучей лирики.

Ю. Кремлев

реклама

Словарные статьи

Ноктюрн 12.01.2011 в 12:01

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама