Альдо Чикколини

Aldo Ciccolini

Альдо Чикколини

Это было в Париже летом 1949 года. Публика бурными овациями встретила решение жюри Третьего международного конкурса имени Маргерит Лонг о присуждении "Гран при" (вместе с Ю. Буковым) красивому, стройному итальянцу, в последний момент записавшемуся для участия в соревновании. Его вдохновенная, легкая, необычайно жизнерадостная игра покорила слушателей, а особенно - сверкающее исполнение Первого концерта Чайковского.

Конкурс разделил жизнь Альдо Чикколини на две части. Позади - годы учебы, начавшейся, как часто бывает, в раннем детстве. Девятилетним мальчиком, в порядке исключения, его приняли в Неаполитанскую консерваторию, в класс фортепиано Паоло Денца; параллельно он изучал сочинение и даже получил премию за один из своих композиторских опытов. В 1940 году он уже окончил Неаполитанскую консерваторию, а первый сольный концерт Чикколини состоялся в 1942 году в зале знаменитого театра "Сан Карло", и вскоре его узнали во многих городах Италии. Академия "Санта-Чечилия" присудила ему свою ежегодную премию.

А потом - Париж. Французская столица покорила сердце артиста. "Я не мог бы жить нигде в мире, кроме Парижа. Этот город меня вдохновляет",- скажет он позже. Он поселяется в Париже, неизменно возвращаясь сюда после своих гастрольных турне, становится профессором национальной консерватории (1970 - 1983).

На любовь, которую по-прежнему питает к нему французская публика, Чикколини отвечает страстной преданностью французской музыке. Немногие сделали в нашем столетии столько для пропаганды фортепианных сочинений, созданных композиторами Франции. После безвременной кончины Самсона Франсуа он по праву считается крупнейшим пианистом Франции, лучшим интерпретатором импрессионистов. Чикколини не ограничивается включением в свои программы практически всех произведений Дебюсси и Равеля. В его исполнении звучали и записаны на пластинки все пять концертов Сен-Санса и его "Карнавал животных" (с. А. Вайсенбергом); он посвящает целые альбомы записей сочинениям Шабрие, де Северака, Сати, Дюка, дает новую жизнь даже фортепианной музыке оперных композиторов - Визе ("Сюита" и "Испанские отрывки") и Массне (Концерт и "Характеристические пьесы"). Пианист играет их истово, с увлечением, видит в их пропаганде свой долг. А еще среди любимых авторов Чикколини - его соотечественник Д. Скарлатти, Шопен, Рахманинов, Лист, Мусоргский, наконец Шуберт, чей портрет - единственный - у него на рояле. Пианист отметил 150-летие со дня смерти своего кумира шубертовскими клавирабендами.

Свое творческое кредо Чикколини однажды определил так: "Музыка - это поиск истины, заключенной в музыкальной оболочке, поиск средствами техники, формы и архитектоники". В этой несколько туманной формулировке артиста, увлекающегося философией, существенно одно слово - поиск. Для него поиск - это каждый концерт, каждый урок со студентами, это подвижнический труд перед публикой и во все то время, которое остается для занятий от марафонских гастрольных поездок - в среднем по 20 концертов за месяц. И не удивительно, что творческая палитра мастера находится в развитии.

В 1963 году, когда Чикколини посетил Советский Союз, он уже был достаточно зрелым, сформировавшимся музыкантом. "Пианист этот- лирик, проникновенный и мечтательный, располагающий богатой звуковой палитрой. Его глубокий, насыщенный тон отличается своеобразно-матовым колоритом",- писала тогда "Советская культура", отмечая его спокойно-весенние краски в Сонате Шуберта (соч. 120), яркую и жизнерадостную виртуозность в пьесах де Фальи, тонкий поэтичный колорит в трактовке Дебюсси. С тех пор искусство Чикколини стало глубже, драматичнее, но сохраняет свои основные черты. В чисто пианистическом плане артист достиг своего рода совершенства. Поражают легкость, прозрачность звука, владение ресурсами фортепиано, гибкость мелодической линии. Игра пронизана эмоцией, силой переживания, переходящей подчас, однако, в чувствительность. Но Чикколини продолжает искать, стремится не повторять себя. В его парижском кабинете рояль звучит почти каждый день до пяти часов утра. И не случайно молодежь так стремится на его концерты, а будущие пианисты - в его парижский класс. Они знают, что этот красивый, элегантный человек с лицом усталого киногероя творит настоящее искусство и учит этому других.

В 1999 г. в ознаменование 50-летия своей карьеры во Франции Чикколини выступил с сольным концертом в Театре на Елисейских полях. В 2002 г. он был удостоен премии «Золотой диапазон» за записи произведений Леоша Яначека и Роберта Шумана. Он также сделал более сотни записей для EMI-Pathe Marconi и других звукозаписывающих компаний.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Клеман Жанекен Композиторы
Верджил Томсон Композиторы
Пьер Роде Композиторы
Макс Регер Композиторы

Реклама



Дата рождения

15.08.1925

Профессия

пианист

Страна

Италия

просмотры: 5403
добавлено: 15.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть