Джон Филд (Фильд)

John Field

Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.
М. Глинка

Джон Филд (Фильд) / John Field

Известный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие. Филд родился в семье музыкантов. Первоначальное музыкальное образование получил у певца, клавесиниста и композитора Т. Джордани. В десятилетнем возрасте талантливый мальчик впервые в жизни выступил публично. После переезда в Лондон (1792) он становится учеником М. Клементи — выдающегося пианиста и композитора, ставшего к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей. В лондонский период своей жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799 г. Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему известность. В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже, Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.

1802 г. — важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда: вместе со своим учителем он приезжает в Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством. Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.

Жизнь Филда в России связана с двумя городами — Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд — автор 7 фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т. ч. на русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный Квинтет.

Филд стал основоположником нового музыкального жанра — ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов. Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: «До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием „Песен без слов“, „Экспромтов“, „Баллад“ и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще».

Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда — было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в «Записках», что «игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов».

Значителен вклад Филда в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей. Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд — желанный и уважаемый учитель во многих дворянских семьях. У него обучались такие видные впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант. Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский. В первой половине 30-х гг. Филд осуществил большую гастрольную поездку по Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, высоко оцененную рецензентами и публикой. В конце 1836 г. в Москве состоялся последний концерт уже тяжело больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.

Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.

А. Назаров

реклама

вам может быть интересно

Николай Константинович Рерих Театральные деятели

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

26.07.1782

Дата смерти

23.01.1837

Профессия

композитор, пианист, педагог

Страна

Ирландия

просмотры: 11044
добавлено: 21.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть