Клюитенс, Андре (фр. André Cluytens; 26 III 1905, Антверпен — 3 VI 1967, Нёйи, близ Парижа) — французский дирижёр. По происхождению бельгиец.
Отец Клюитенса — дирижёр, мать — певица. Окончил консерваторию в Антверпене по классу фортепиано у Э. Боске (1921), гармонии и контрапункта (1922). С 1922 хормейстер, затем концертмейстер, в 1927–32 дирижёр Королевского оперного театра в Антверпене. Был дирижёром театров в Тулузе, Лионе, Бордо. Как симфонический дирижёр дебютировал в 1938 в Виши (заменив Й. Крипса в концерте из произведений Л. Бетховена). С 1943 дирижёр (с 1949 вице-президент) Общества концертов Парижской консерватории и симфонического оркестра Национального радио и телевидения. С 1947 руководитель театра «Опера комик». С начала 50-х гг. постоянно гастролировал в т. ч. в СССР, впервые в 1959), выступал с лучшими французскими оркестрами. С 1955 регулярно принимал участие в Байрёйтских фестивалях, с 1960 возглавлял также Национальный симфонический оркестр Бельгии.
Клюитенс был тонким интерпретатором оперных и симфонических произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, однако центральное место в его репертуаре занимали сочинения французских классиков — Г. Берлиоза, Ж. Бизе, С. Франка, К. Дебюсси, М. Равеля и др. Клюитенс — первый исполнитель многих симфонических произведений современных французских композиторов, в т. ч. Ж. Франсе, Ж. Ж. Грюненвальда, Д. Мийо, О. Мессиана, А. Жоливе, А. П. Бюссе.
Сочинения: Из моей жизни, «СМ», 1959, No 4; Дирижёром надо родиться, «МЖ», 1968, No 4.
Литература: Gavoty В., André Cluytens, «Les grands interprиtes», Gen., 1955.
М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Казалось, сама судьба привела Андре Клюитенса за дирижерский пульт. И дед, и отец его были дирижерами, однако сам он начинал как пианист, в шестнадцатилетнем возрасте окончив антверпенскую консерваторию по классу Э. Боске. Затем Клюитенс поступил в местный Королевский оперный театр пианистом-концертмейстером и руководителем хора. О своем дирижерском дебюте он рассказывает следующее: «Мне был 21 год, когда в одно из воскресений неожиданно заболел отец — дирижер того же театра. Что делать? Воскресенье — все театры работают, все дирижеры заняты. Директор решился на отчаянный шаг: предложил рискнуть юному концертмейстеру. Шли «Искатели жемчуга»... Кончилось тем, что все антверпенские авторитеты в один голос заявили: Андре Клюитенс — прирожденный дирижер. Постепенно я стал заменять отца за дирижерским пультом; когда же он на старости лет ушел из театра, я окончательно занял его место».
В последующие годы Клюитенс выступает исключительно как оперный дирижер. Он руководит театрами в Тулузе, Лионе, Бордо, завоевывая прочное признание во Франции. В 1938 году случай помог артисту дебютировать и на симфонической эстраде: в Виши ему пришлось провести концерт из произведений Бетховена вместо Крипса, которому был запрещен выезд из оккупированной немцами Австрии. В следующее десятилетие Клюитенс дирижировал оперными спектаклями и концертами в Лионе и Париже, был первым исполнителем ряда сочинений французских авторов — Ж. Франсе, Т. Обена, Ж.Ж. Грюненвальда, А. Жоливе, А. Бюссе, О. Мессиана, Д. Мийо и других.
Расцвет творческой деятельности Клюитенса наступает в конце сороковых годов. Он становится руководителем театра «Опера комик» (1947), дирижирует в «Гранд-Опера», возглавляет оркестр «Общества концертов Парижской консерватории», совершает продолжительные зарубежные турне, охватывающие страны Европы, Америки, Азии и Австралию; ему выпадает честь быть первым французским дирижером, приглашенным выступить в Байрёйте, и с 1955 года он не раз появлялся за пультом Байрёйтского театра. Наконец, в 1960 году к его многочисленным титулам прибавляется еще один, быть может, особенно дорогой артисту, — он становится руководителем Национального симфонического оркестра в родной Бельгии.
Репертуар артиста велик и многообразен. Он славился как отличный исполнитель опер и симфонических произведений Моцарта, Бетховена, Вагнера. Но любовь публики Клюитенсу принесла прежде всего интерпретация французской музыки. В его репертуаре — все лучшее, что создано французскими композиторами прошлого и настоящего. Дирижерский облик артиста был отмечен чисто французским обаянием, грациозностью и изяществом, увлеченностью и непринужденностью процесса музицирования.
Все эти качества ярко проявились во время неоднократных гастролей дирижера в нашей стране. Недаром в его программах центральное место занимали произведения Берлиоза, Бизе, Франка, Дебюсси, Равеля, Дюка, Русселя. Критика справедливо находила в его искусстве «серьезность и глубину художественных намерений», «способность увлекать оркестр», отмечала его «пластичный, предельно точный и выразительный жест». «Говоря с нами языком искусства,— писал И. Мартынов,— он непосредственно вводит нас в мир дум и чувств великих композиторов. Этому и подчинены все средства его высокого профессионального мастерства».
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.