Роде (правильнее Род), Жак Пьер Жозеф (фр. Pierre Rode; 16 II 1774, Бордо — 25 XI 1830, Шато-де-Бурбон, близ г. Дамазан) — французский скрипач, педагог, композитор.
Учился игре на скрипке в детстве у Ж. Фовеля Старшего, с 1787 — у Дж. Б. Виотти в Париже. Дебютировал в 1790 (исполнил в театре «Фейдо» концерт No 13 Виотти, который был концертмейстером оркестра театра); позднее Роде стал концертмейстером вторых скрипок этого оркестра, затем солистом оркестра «Гранд-Опера» (до 1799). С 1790-х гг. концертировал в Париже и др. французских городах (с особым успехом исполнял 5 скрипичных концертов Виотти). С 1794 гастролировал во Франции и др. странах Западной Европы. В 1795–1802 был профессором по классу скрипки Парижской консерватории.
Роде возглавлял (вместе с П. Байо и Р. Крейцером) т. н. парижскую скрипичную школу. Среди его учеников — Ф. Бём, Ш. Лафон. В 1800–02 был солистом придворной капеллы Наполеона. В конце 1802 гастролировал с придворной французской оперной труппой (возглавлявшейся Ф. А. Буальдьё) в Германии, Польше, в 1803–08 — в России.
С 1804 Роде — придворный солист в Петербурге (это звание впервые было учреждено для Роде), концертировал также в Москве, играл в различных ансамблях, был солистом оперного театра в Петербурге, одновременно давал уроки, написал несколько скрипичных концертов, дуэтов, каватину и рондо на русские темы. Русская музыкальная культура оказала влияние на его творчество — в ряде произведений Роде использовал русские народные мелодии.
В первом выступлении по возвращении в Париж исполнил сочинённый в Петербурге 10-й концерт, который французская публика встретила равнодушно, назвав «Ледяной Россией»; стиль игры Роде также больше не восхищал парижан, которых увлекала в те годы модная манера исполнения его ученика Лафона. В 1814–19 Роде жил в Берлине, возобновил выступления лишь в 1817, гастролировал в Германии и Австрии. Вернулся в Париж в 1819, однако в течение 9 лет не концертировал; в 1828 Роде дал последний, не имевший успеха концерт и полностью прекратил выступления из-за болезни.
Роде был одним из основателей французской скрипичной школы 19 в., выдающимся скрипачом своего времени, обладавшим совершенной техникой и отличавшимся тонкостью и выразительностью исполнения (красоту звука, чистоту и изящество его игры отмечал П. Байо). Продолжал гл. обр. традиции Виотти (гл. тему 7-го, наиболее популярного концерта a-moll Роде заимствовал из его 22-го концерта), однако отошёл от героического стиля и развивал сентиментально-романтическое направление в скрипичном исполнительстве. После 1808 его игра утратила внутреннюю энергию, техническую точность.
Произведения Роде для скрипки, особенно концерты и вариации, пользовались большим успехом у исполнителей («Интродукцию и блестящие вариации» G-dur включали в свой репертуар не только скрипачи, но — как вокализ — и певицы А. Каталани, Г. Зонтаг, П. Виардо) и высоко ценились композиторами его времени. Л. Боккерини написал для Роде несколько концертов и ряд пьес, Л. Бетховен (выступал вместе с Роде) посвятил ему «Романс» для скрипки с оркестром ор. 50, использовав интонации 2-й части его 7-го концерта, и написал для него 10-ю скрипичную сонату (по словам Бетховена, с учётом особенностей исполнительского стиля Роде).
Сохранили значение в современной педагогической практике концерты Роде, а также 24 каприса в форме этюдов в 24 тональностях для скрипки соло. Совместно с Байо и Крейцером он написал скрипичную школу («Methode de violon», 1802; в рус. пер. — «Скрипичная метода», 1812), которая стала классическим учебным пособием для скрипачей 19 века.
Сочинения:
для инструмента с оркестром — 13 концертов для скрипки, вариации для скрипки с орк. или струн. квартетом; камерно-инструментальные ансамбли — 24 дуэта для 2 скрипок, фантазии и вариации для скрипки с фортепиано, 13 струнных квартетов, в т. ч. 8 сонат для скрипки в сопровождении струнного трио, и др.; 24 каприса в форме этюдов для скрипки соло (24 Caprices en forme d’etudes dans les 24 tons de la gamme).
Литература: П. Роде, (биография) «Пантеон» 1853, т. 11, кн. 10, с. 17–24; (Moser F.), Pierre Rode. Dedie, а ses amis, В., 1831; Wasielewski W. J. von, Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Pougin A., Notice sur Rode, violoniste francais, P., 1874; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Ahlgrimm H., Pierre Rode, W., 1929 (Diss.).
В. Ю. Григорьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
На рубеже XVIII—XIX веков во Франции, переживавшей эпоху бурных общественных потрясений, сформировалась за мечательная школа скрипачей, получившая всемирное признание. Ее блестящими представителями были Пьер Роде, Пьер Байо и Родольф Крейцер.
Скрипачи разной художественной индивидуальности, они имели много общего в эстетических позициях, что позволило историкам объединить их под титлом классической французской скрипичной школы. Воспитанные в атмосфере предреволюционной Франции, они начинали свой путь с преклонения перед энциклопедистами, философией Жан-Жака Руссо, а в музыке являлись страстными приверженцами Виотти, в благородно сдержанной и одновременно ораторски патетичной игре которого видели образец классического стиля в исполнительском искусстве. Они ощущали Виотти как своего духовного отца и учителя, хотя только Роде был его непосредственным учеником.
Все это объединяло их с наиболее демократическим крылом деятелей французской культуры. Воздействие идей энциклопедистов, идей революции ясно ощутимо в разработанной Байо, Роде и Крейцером «Методике Парижской консерватории», «в которой музыкально-педагогическая мысль воспринимает и преломляет... мировоззрение идеологов молодой французской буржуазии».
Однако демократизм их ограничивался преимущественно сферой эстетики, областью искусства, политически они были достаточно индифферентны. Того пламенного воодушевления идеями революции, которое отличало Госсека, Керубини, Далейрака, Бертона у них не было, а потому они и смогли удержаться в центре музыкальной жизни Франции при всех общественных переменах. Естественно, что и эстетика их не оставалась неизменной. Переход от революции 1789 года к империи Наполеона, реставрации династии Бурбонов и, наконец, к буржуазной монархии Луи-Филиппа соответственно изменяли дух французской культуры, к чему ее деятели не могли оставаться безучастными. Музыкальное искусство тех лет эволюционировало от классицизма к «ампиру» и далее — к романтизму. Прежние героико-гражданственные тираноборческие мотивы в эпоху Наполеона вытеснялись пышной риторичностью и парадным блеском «ампира», внутренне холодного и рационалистического, а классицистские традиции приобретали характер добротной академичности. В рамках ее и заканчивают свое художественное поприще Байо и Крейцер.
В целом они остаются верны классицизму, причем именно в его академизированной форме, и чужды нарождавшемуся романтическому направлению. Среди них один Роде сопри коснулся с романтизмом сентименталистско-лирическими сторонами своей музыки. Но все же по характеру лирики он оставался скорее последователем Руссо, Мегюля, Гретри и Виотти, чем провозвестником новой романтической чувствительности. Ведь не случайно, когда наступил расцвет романтизма, произведения Роде утратили популярность. Романтики не ощутили в них созвучия своему строю чувств. Подобно Байо и Крейцеру, Роде всецело принадлежал эпохе классицизма, определившего его художественно-эстетические принципы.
Роде родился в Бордо 16 февраля 1774 года. С шестилетнего возраста он начал учиться игре на скрипке у Андре Жозефа Фовеля (старшего). Был ли Фовель хорошим педагогом, трудно сказать. Быстрое угасание Роде как исполнителя, ставшее трагедией его жизни, быть может, причиной своей имело уроны, нанесенные его технике начальным преподаванием. Так или иначе, но обеспечить Роде долгую исполнительскую жизнь Фовель не смог.
В 1788 году Роде направляется в Париж, где играет один из концертов Виотти знаменитому в то время скрипачу Пунто. Пораженный дарованием мальчика, Пунто ведет его к Виотти, который берет Роде к себе в ученики. Два года длятся их занятия. Роде делает головокружительные успехи. В 1790 году Виотти впервые выпускает своего ученика в открытом концерте. Дебют состоялся в Театре брата Короля в антракте оперного спектакля. Роде играл Тринадцатый концерт Виотти, и его горячее, блистательное исполнение покорило слушателей. Мальчику всего 16 лет, но, по общему признанию, он лучший после Виотти скрипач Франции.
В том же году Роде начинает работать в превосходном оркестре театра Фейдо в качестве концертмейстера вторых скрипок. Параллельно развертывается его концертная деятель ность: на пасхальной неделе 1790 года он осуществляет грандиозный по тем временам цикл, сыграв подряд 5 концертов Виотти (Третий, Тринадцатый, Четырнадцатый, Семнадцатый, Восемнадцатый).
Все грозные годы революции Роде проводит в Париже, играя в театре Фейдо. Лишь в 1794 году он предпринимает первую концертную поездку вместе со знаменитым певцом Гаратом. Они направляются в Германию и выступают в Гам бурге, Берлине. Успех Роде исключителен, «Берлинская музыкальная газета» с восторгом писала: «Искусство его игры оправдало все ожидания. Все, кто слыхал его знаменитого учителя Виотти, единогласно утверждают, что Роде вполне овладел прекрасной манерой учителя, придав ей еще более мягкости и нежного чувства».
Рецензия подчеркивает лирическую сторону стиля Роде. Это качество его игры неизменно акцентируется в суждениях современников. «Прелесть, чистота, изящество» — такими эпитетами награждает исполнение Роде его друг Пьер Байо. Но тем самым стиль игры Роде, видимо, заметно отличался от стиля Виотти, ибо в ней отсутствовали героико-патетические, «ораторские» качества. Судя по всему, Роде увлекал слушателей гармоничностью, классицистской ясностью и лиризмом, а не патетической приподнятостью, мужественной силой, отличавших Виотти.
Несмотря на успех, Роде жаждет вернуться на родину. Прекратив концерты, он отправляется в Бордо морем, так как проезд по суше рискован. Однако в Бордо попасть ему не удается. Разыгравшаяся буря прибивает корабль, на котором он совершает путешествие, к берегам Англии. Нисколько не обескураженный. Роде устремляется в Лондон, чтобы повидаться с живущим там Виотти. Одновременно он хочет выступить перед лондонской публикой, но, увы, к французам в английской столице относятся весьма настороженно, подозревая каждого в якобинских настроениях. Роде вынужден ограничиться участием в благотворительном концерте в пользу вдов и сирот и с тем покидает Лондон. Во Францию путь закрыт; скрипач возвращается в Гамбург и уже отсюда через Голландию пробирается на родину.
В Париж Роде прибыл в 1795 году. Именно в эту пору Саррет добивается от Конвента закона об открытии консерватории — первого в мире национального института, где музыкальное образование становится общественным делом. Под сенью консерватории Саррет собирает все лучшие музыкальные силы, бывшие тогда в Париже. Приглашение получают Катель, Далейрак, Керубини, виолончелист Бернард Ромберг, а из скрипачей — престарелый Гавинье и молодые Байо, Роде, Крейцер. Обстановка в консерватории творческая, энтузиастическая. И непонятно почему, пробыв в Париже сравнительно недолго. Роде бросает все и уезжает в Испанию.
Его жизнь в Мадриде примечательна завязавшейся большой дружбой с Боккерини. Великий артист не чает души в молодом горячем французе. Пылкий Роде любит сочинять музыку, но плохо владеет инструментовкой. Боккерини охотно выполняет за него эту работу. Его рука ясно чувствуется в изяществе, легкости, грации оркестровых аккомпанементов ряда концертов Роде, в том числе известного Шестого концерта.
В Париж Роде вернулся в 1800 году. За время его отсутствия во французской столице произошли важные политиче ские перемены. Первым консулом французской республики стал генерал Бонапарт. Новый властитель, постепенно отбрасывая республиканскую скромность и демократизм, стремился «обставить» свой «двор». При его «дворе» организуются инструментальная капелла и оркестр, куда Роде приглашен солистом. Радушно открывает перед ним двери и Парижская консерватория, где предпринимается попытка создать школы методики по основным отраслям музыкального образования. Скрипичную школу-методику пишут Байо, Роде и Крейцер. В 1802 году эта Школа (Methode du violon) выходит в свет и получает международное признание. Однако Роде принимал в ее создании не столь уж большое участие; главным автором был Байо.
Помимо консерватории и капеллы Бонапарта, Роде еще и солист парижской Гранд-Опера. В этот период он любимец публики, находится в зените славы и пользуется непререкаемым авторитетом первого скрипача Франции. И все же вновь неугомонная натура не позволяет ему оставаться на месте. Соблазненный своим другом, композитором Буальдьё, в 1803 году Роде уезжает в Петербург.
Успех Роде в русской столице поистине фееричен. Представленный Александру I, он назначается солистом двора, с неслыханным окладом в 5000 рублей серебром в год. Он нарасхват. Петербургское высшее общество наперебой старается заполучить Роде к себе в салоны; он выступает с сольными концертами, играет в квартетах, ансамблях, солирует в императорской опере; его сочинения входят в быт, его музыкой восхищаются любители.
В 1804 году Роде выезжает в Москву, где дает концерт, о чем свидетельствует объявление в «Московских ведомостях»: «г. Роде, первый скрипач его императорского величества, имеет честь уведомить почтеннейпхую публику, что он даст 10 апреля, в воскресенье, в свою пользу концерт в большом зале Петровского театра, в котором он будет играть разные пиесы своего сочинения». В Москве Роде задержался, видимо, на порядочное время. Так, в «Записках» С. П. Жихарева читаем, что в салоне известного московского любителя музыки В. А. Всеволожского в 1804—1805 годах существовал квартет, в котором «в прошедшем году первую скрипку держал Роде, а в нынешнем будет играть приму Бальо, альта Френцель и на виолончели по-прежнему Ламар». Правда, сведения, сообщаемые Жихаревым, не точны. Ж. Ламар в 1804 году никак не мог играть в квартете с Роде, потому что прибыл в Москву лишь в ноябре 1805 года вместе с Байо.
Из Москвы Роде снова направился в Петербург, где и оставался до 1808 года. В 1808 году, несмотря на все внимание, которым он был окружен, Роде вынужден выехать на родину: его здоровье не выдержало сурового северного климата. Проездом он вновь посетил Москву, где встретился с жившими там с 1805 года давними парижскими друзьями — скрипачом Байо и виолончелистом Ламаром. В Москве он дал прощальный концерт. «Г-н. Роде, первый скрипач Каммеры его величества императора Всероссийского, проезжая через Москву за границу, в воскресенье, 23 февраля, будет иметь честь дать концерт для своего бенефиса в зале Танцевального клуба. Содержание концерта: 1. Симфония г. Моцарта; 2. Г-н. Роде будет играть концерт своего сочинения; 3. Огромный увертюр, соч. г. Керубини; 4. Г-н. Зун будет играть концерт на флейте, соч. капельмейстера г. Миллера; 5. Г-н. Роде будет играть концерт своей композиции, поднесенный его величеству императору Александру Павловичу. Рондо по большей части взято из многих русских песен; 6. Финал. Цена 5 рублей каждому билету, кои можно получать от самого г. Роде, живущего на Тверской, в доме г-на Салтыкова у мадам Шию, и от эконома Танцевальной академии».
Этим концертом Роде распрощался с Россией. Прибыв в Париж, он вскоре выступил с концертом в зале театра «Одеон». Однако игра его не вызвала прежнего энтузиазма слушателей. В «Немецкой музыкальной газете» появилась удручающая рецензия: «Роде по возвращении из России хотел вознаградить своих соотечественников за то, что столь долгое время лишал их удовольствия насладиться его прекрасным талантом. Но в этот раз ему уже не посчастливилось. Выбор концерта для исполнения был сделан им весьма неудачно. Он его написал в С.-Петербурге, и, кажется, холод России остался не без влияния на эту композицию. Роде произвел слишком незначительное впечатление. Талант его, совершенно законченный в своем развитии, оставляет все-таки желать много в отношении огня и внутренней жизни. Особенно же повредило Роде то, что перед ним мы слышали Лафона. Это теперь один из любимейших скрипачей здесь».
Правда, в отзыве еще не говорится об упадке технического мастерства Роде. Рецензента не удовлетворили выбор «слишком холодного» концерта и недостаточность огня в исполнительстве артиста. Видимо, главное заключалось в изменившихся вкусах парижан. «Классический» стиль Роде перестал отвечать запросам публики. Гораздо больше ей теперь импонировала изящная виртуозность молодого Лафона. Уже давала о себе знать тенденция увлечения инструментальной виртуозностью, которая вскоре станет характернейшей приметой грядущей эпохи романтизма.
Неуспех концерта сразил Роде. Возможно, именно это вы ступление нанесло ему непоправимую психическую травму, от которой он так и не оправился до конца жизни. От былой общительности Роде не осталось и следа. Он замыкается в себе и до 1811 года прекращает публичные выступления. Лишь в домашнем кругу с давними друзьями — Пьером Байо и виолончелистом Ламаром — он музицирует, играя квартеты. Однако в 1811 году решает возобновить концертную деятельность. Но только не в Париже. Нет! Он едет в Австрию и Германию. Концерты проходят мучительно. Роде потерял уверенность: он играет нервозно, у него развивается «боязнь эстрады».
Услышав его в Вене в 1813 году, Шпор пишет: «Я ожидал почти с лихорадочной дрожью начала игры Роде, которую за десять лет до того считал величайшим образцом для себя. Однако после первого же соло мне показалось, что Роде сделал за это время шаг назад. Я нашел его игру холодной и манерной; ему недоставало прежней смелости в трудных местах, и я почувствовал себя неудовлетворенным и после Cantabile. При исполнении же вариаций E-dur, которые я десять лет назад у него слышал, я окончательно убедился, что он потерял много в технической верности, т. к. он не только упрощал трудные места, но даже более легкие исполнял трусливо и неверно».
По свидетельству французского музыковеда-историка Фетиса, в Вене Роде встретился с Бетховеном, и Бетховен написал для него Романс (F-dur, op. 50) для скрипки с оркестром, «то есть тот Романс,— добавляет Фетис,— который затем с таким успехом исполнял Пьер Байо в консерваторских концертах». Однако Риман, а вслед за ним и Базилевский оспаривают этот факт.
Гастрольное турне Роде закончил в Берлине, где пробыл до 1814 года. Его задержали здесь личные дела — женитьба на молодой итальянке.
Вернувшись во Францию, Роде поселился в Бордо. Последующие годы не дают исследователю никакого биографического материала. Роде нигде не выступает, но, по всей вероятности, напряженно работает, чтобы восстановить утраченное мастерство. И вот в 1828 году новая попытка предстать перед публикой — концерт в Париже.
Это был полный провал. Роде его не перенес. Он заболел и после двухлетней мучительной болезни, 25 ноября 1830 года, скончался в местечке Шато де Бурбон близ Дамазона. Роде в полной мере испил горькую чашу художника у которого судьба отняла самое дорогое в жизни — искусство. И все же, несмотря на слишком короткий период творческого расцвета, его исполнительская деятельность оставила глубокий след во французском и мировом музыкальном искусстве. Популярен он был и как композитор, хотя его возможности в этом отношении были ограничены.
В его творческом наследии 13 скрипичных концертов, смычковые квартеты, скрипичные дуэты, множество вариаций на различные темы и 24 каприса для скрипки соло. Произведения Роде до середины XIX века пользовались повсеместным успехом. Надо заметить, что Паганини написал известный Ре-мажорный концерт по плану Первого концерта для скрипки Роде. От Роде во многом шел Людвиг Шпор, создавая свои концерты. Сам Роде в концертном жанре следовал за Виотти, творчество которого было для него примером. Концерты Роде повторяют не только форму, но и общую планировку, даже интонационный строй произведений Виотти, отличаясь лишь большим лиризмом. Лиризм их «простых, невинных, но полных чувства мелодий» отметил еще Одоевский. Лирическая кантилена сочинений Роде столь привлекала, что его вариации (G-dur) включали в репертуар выдающиеся вокалистки той эпохи Каталани, Зонтаг, Виардо. В первый приезд Вьетана в Россию в 1838 году, в про грамме его первого концерта 15 марта вариации Роде пела Гофман.
Произведения Роде в России пользовались большой любовью. Их исполняли почти все скрипачи, профессионалы и дилетанты; они проникли и в русскую провинцию. В архиве Веневитиновых сохранились программы домашних концертов, проводившихся в имении Виельгорских «Луизино». На этих вечерах скрипачи Теплов (помещик, сосед Виельгорских) и крепостной Антуан исполняли концерты Л. Маурера, П. Роде (Восьмой), Р. Крейцера (Девятнадцатый).
К 40-м годам XIX века сочинения Роде стали постепенно исчезать из концертного репертуара. Лишь три или четыре концерта сохранились в учебной практике скрипачей школьного периода обучения, да 24 каприса считаются и в наши дни классическим циклом этюдного жанра.
Л. Раабен
Источник: Жизнь замечательных скрипачей, 1967 г.