Арканджело Корелли. Сонаты для скрипки

Композитор
Жанр
Страна
Италия
Арканджело Корелли

Роль Арканджело Корелли в развитии скрипичной музыки в Италии трудно переоценить. Джузеппе Тартини, Антонио Вивальди, Франческо Джеминиани – это лишь некоторые из композиторов, испытавших его влияние. Его композиторское искусство было неразрывно связано с исполнительским – современники ценили его не только в качестве создателя музыки, но в качестве исполнителя-скрипача. Поначалу его исполнительский стиль дышал страстью: «Глаза его временами сверкали, подобно искрам, черты лица искажались», – так описывает современник игру молодого Корелли. Но с годами пришла мудрость, исполнение приобрело строгость и элегантность, возникло желание «опираться на разум» в первую очередь, ограничивая эмоции.

Композиторское наследие Корелли невелико по объему – долгое время музыковеды полагали, что он написал всего лишь шесть опусов, каждый из которых содержит по двенадцать произведений, позднее были обнаружены и другие сочинения, но даже с учетом этого особенно плодовитым композитором его назвать нельзя. Вероятно, это объяснялось той тщательностью, с которой композитор «шлифовал» каждое сочинение – все его творения отличает удивительная уравновешенность, «ученость», как говорили современники.

В своем композиторском творчестве Корелли развивал два жанра – концерт и сонату. В эпоху, когда он жил и творил, соната была новым жанром, рождение которого было связано со скрипкой – «страстно» звучащим инструментом, постепенно вытесняющим «сладкозвучную» виолу. Вокруг сонаты кипели страсти, она увлекала и итальянских, и французских, и немецких композиторов, не оставляла равнодушными поэтов – например, французский поэт Сэрэ де Риэ говорит в одном из своих стихотворений о том, что именно во Франции соната была оценена по достоинству. В таком суждении поэта есть изрядная доля пристрастности – итальянские композиторы того времени не в меньшей степени проявили себя в жанре сонаты, в первую очередь это относится к Корелли. Этот жанр в том виде, в каком он существовал в доклассическую эпоху, сформировался именно в его творчестве, Корелли утвердил сонату как произведение, имеющее самостоятельное, не прикладное значение.

Преобладающим жанром скрипичной музыки являлась в ту эпоху трио-соната, и первыми опубликованными творениями Арканджело Корелли были произведения в этом жанре. Трио-сонаты Корелли подразделяются на церковные (с органом) и камерные (с клавесином). Как правило, они четырехчастны: торжественное Grave, фугированная быстрая часть – Vivace или Allegro (прообраз сонатного allegro), лирическая часть – Adagio или Largo – с оттенком пасторальности или с элементами танцевальности, энергичный финал – Allegro. Не все сонаты соответствуют такой схеме – например, в Op. 1 Соната № 4 лишена частей медленных, но это словно компенсируется наличием трех медленных частей в Шестой, Соната № 7 трехчастна, № 10 – пятичастна, а финал Сонаты № 12 представляет собой относительно самостоятельный четырехчастный цикл. В частях быстрых наибольшей виртуозностью отличается партия первой скрипки, но в целом скрипки равноправны – фактура сонат содержит множество перекличек и имитаций.

В камерных трио-сонатах особенно ярко проявляется связь музыки Корелли с народными истоками (даже партия баса может поручаться не клавесину, а басу смычковому, что перекликается с фольклорным музицированием). В отличие от церковных сонат, камерные чаще бывают трехчастными, эта тенденция к сжатости цикла приводит даже к созданию одночастной сонаты (Op. 2 Соната № 12). Используя традиционные танцевальные жанры эпохи, Корелли расширяет их образный смысл – например, аллеманда и сарабанда у него могут иметь и медленный темп (Adagio или Largo), и быстрый (Presto или Allegro).

Стремясь к более полному раскрытию возможностей скрипки, Арканджело Корелли создает сольные сонаты, ставшие вершиной не только его творчества, но и скрипичной музыки доклассической эпохи в целом. Сонаты эти, созданные в конце XVII столетия, составляют Op. 5. Первые шесть сонат опуса – пятичастные – близки к церковным: открываются они торжественной медленной частью, далее в разных соотношениях чередуются части быстрые и медленные, и завершаются сонаты быстрым финалом, который нередко имеет характер жиги. Существует легенда, что жигу из соль-минорной сонаты композитор завещал начертать на своем надгробии – в завещании Корелли ничего подобного не говорилось, но поводом для рождения легенды послужила та важная роль, которую играла жига в сонатах Корелли. Существенная роль в этих шести сонатах принадлежит полифонии.

Следующие пять сонат опуса близки камерным. Это сюитные циклы – четырехчастные и пятичастные – составленные из танцевальных частей. Завершает цикл сольных сонат знаменитая «Фолия» – двадцать три вариации на испано-португальскую народную тему.

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Фортепианные трио Nos. 1, 2, 3 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Скрипка 12.01.2011 в 16:23

рекомендуем

смотрите также

Реклама