Опера Сметаны «Далибор»

Dalibor

Композитор
Дата премьеры
16.05.1868
Жанр
Страна
Чехия
Бедржих Сметана / Bedřich Smetana

Опера в трех действиях; немецкое либретто Й. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера.
Первая постановка: Прага, 16 мая 1868 года.

Действующие лица:

• Владислав, король Чехии (бас)
• Далибор, рыцарь (тенор)
• Будивой, начальник стражи (баритон)
• Судья (бас)
• Бенеш, тюремщик (бас)
• Витек, оруженосец Далибора (тенор)
• Милада, сестра убитого бургграфа (меццо-сопрано)
• Итка, девушка из свиты Далибора (сопрано)
• Вассалы короля, советники суда, слуги Далибора, народ

Действие происходит в Градчанах (кремль в Праге) в XV веке.

Действие первое

В пражском кремле Градчанах собирается народ. Люди ждут прибытия короля Владислава. Вместе с судьями он вынесет приговор рыцарю Далибору – мужественному борцу за справедливость, любимцу народа. Далибор обвиняется в том, что напал вместе со своей дружиной на замок Плошковиц и убил бургграфа. Милада – сестра погибшего – всё ещё находится под впечатлением ужасов страшной ночи. Горячо убеждает она судей в виновности рыцаря.

Приводят обвиняемого. Он не отрицает своего поступка: возмездие было вызвано жестокостью бургграфа, обезглавившего его лучшего друга Зденека. Смелая, гордая речь Далибора покоряет сердце Милады. Она видит, что рыцарь защищает правое дело. Но напрасно молит девушка об оправдании благородного воина. Король и судьи настаивают на пожизненном заключении преступника. Они напуганы бесстрашием рыцаря, его популярностью у народа.

Вместе с Иткой, воспитанницей Далибора, Милада клянётся помочь рыцарю вновь обрести свободу.

Действие второе

Картина первая. На улице, возле корчмы, Итка встречается со своим возлюбленным Витеком и его друзьями. Она рассказывает о жестоком и несправедливом приговоре Далибору, о плане его освобождения, предложенном Миладой. Переодевшись в мужское платье, Милада проникла в тюрьму. Девушка берёт на себя организацию побега Далибора. Витек и его соратники выражают готовность принять участие в освобождении храброго рыцаря.

Картина вторая. Начальник королевской стражи Будивой приказывает тюремщику Бенешу бдительно следить за Далибором: не исключена возможность, что преступник попытается бежать – ведь у него всюду друзья. Многоопытный стражник подозрительно смотрит на появившегося в это время юношу. Тюремщик успокаивает Будивоя: это бедный сирота, он помогает Бенешу в его трудной работе.

Картина третья. Милада уговаривает тюремщика разрешить ей посетить Далибора в его камере и передать ему скрипку. Этой единственной милостью, – просит девушка, – добрый и мягкосердечный Бенеш облегчит тяжёлую участь заключённого. В могильном сумраке темницы перед Далибором возникает образ его убитого друга Зденека, слышатся мелодии, которые он играл на своей скрипке. Внезапно появляется Милада. Она передает рыцарю вместе со скрипкой инструменты: он перепилит ими решётку. Звуки скрипки будут означать, что побег удался; они послужат для соратников Далибора сигналом к восстанию против деспотизма королевской власти.

Действие третье

Картина первая. Взволнованный Бенеш рассказывает королю Владиславу, что юноша-сирота, которого он приютил из жалости, исчез. Очевидно, он должен был помочь Далибору бежать. Вслед за Бенешем входит Будивой. Начальник стражи докладывает: готовится народное восстание. Король вновь созывает судей. Принимается решение – осудить мятежного рыцаря на смертную казнь.

Картина вторая. Перепилив решётку темницы, Далибор берёт в руки скрипку, чтобы подать условленный сигнал. Неожиданно распахивается дверь тюремной камеры. Входит начальник стражи и объявляет рыцарю смертный приговор. Картина третья. Площадь перед тюремной башней. Витек, Милада и их сообщники ждут условного сигнала Далибора. Но что это? Вместо звуков скрипки слышится погребальный звон колоколов. Милада понимает: побег не удался, мужественного воина ведут на казнь. Девушка призывает людей к борьбе. Толпа врывается в тюрьму и освобождает Далибора из рук крепостной стражи. Однако повстанцы не могут устоять перед многочисленными прислужниками короля. В неравном бою Милада и Далибор погибают.

М. Сабинина, Г. Цыпин


История создания

Мысль написать оперу на сюжет древней чешской легенды о славном рыцаре Далиборе зародилась у Сметаны еще до создания «Проданной невесты». 13 мая 1863 года композитор сочинил основной мотив — тему рыцаря, проходящую через все произведение, но «Проданная невеста» надолго отодвинула другие замыслы. Вновь к мысли о «Далиборе» Сметана возвращается в 1865 году. Его либреттистом становится Йозеф Венциг (1807—1876), немец по национальности, видный деятель чешской культуры. Опера задумана как драма возвышенных страстей, во многом перекликающаяся с бетховенским «Фиделио». В основе ее — идея освободительной борьбы.

В Чехии XV века при короле Владиславе усилились междоусобицы, вспыхнули крестьянские восстания. Одним из вождей восставших был Далибор, убивший ненавистного бургграфа Плошковского. Король заточил рыцаря в тюремную башню, которая была затем названа по имени героя «Далиборкой», судил и казнил его в 1498 году.

В либретто оперы сплавлены реальные исторические события и образы народных легенд. Вплетен новый сюжетный мотив, прославляющий нравственную силу музыки. Далибор мстит за убийство своего друга, скрипача Зденка. Музыкантшей является и сестра бургграфа Милада — она играет на варито, старинном чешском народном инструменте типа гусель. Любовь к высокому искусству объединяет героев; один из них восклицает по ходу действия: «Какой же чех не любит музыки!..»

Работа над «Далибором» былл закончена в 1868 году. Премьера состоялась в день закладки Национального театра в Праге 16 мая того же года. Ей сопутствовал успех, однако после нескольких представлений из-за происков реакционных кругов опера сошла со сцены. Всеобщее признание «Далибор» завоевал после постановки 1886 года, когда его автора уже не было в живых.

Музыка

«Далибор» отличается редкой музыкальной целостностью. Музыка оперы носит призывно-маршевый, героически-возвышенный, приподнято-патетический характер. Она благородна и психологически правдива. В центре — романтический образ главного героя, но и другие персонажи наделены выразительными музыкальными характеристиками. Велика роль хора, активного участника событий и двигателя действия.

После краткой интродукции и взволнованных хоровых реплик начинается печальный рассказ Йитки. Торжественно-суровым маршем сопровождается выход короля Владислава. В арии Милады «Со мной заплачет» напряженные интонации, передающие ее отчаяние и душевную боль, сменяются скорбными, скованными. Первый раздел арии Далибора «Из всех земных благ» проникнут нежностью и печалью, затем в мелодии появляются решительные волевые обороты, гневная патетика. Ариозо Милады «Пощады» полно волнения. Первая картина второго акта — своеобразное интермеццо между драматически насыщенными сценами. За жанровым, выдержанным в светлых тонах хором солдат следует лирический дуэт Йитки и Витека.

Музыка второй картины передает мрачную атмосферу тюрьмы. Темные краски сгущаются в ариозо Бенеша «Угрюмые стены». Ария Милады «Да, настал давно желанный час» — наделена обаятельной широко и свободно льющейся мелодией.

В третьей картине второго акта вслед за легкими истаивающими звучаниями, которые сопровождают видение Далибора, следует его взволнованная ария «Мой Зденко». Финал акта — восторженно-экстатический любовный дуэт Милады и Далибора.

Первая картина третьего акта обрамлена темой королевского марша. В центре ее ариозо Далибора «Что ж медлю я»; начинаясь с речитативной декламации, оно приобретает элегический оттенок.

Заключительная картина открывается настороженно приглушенным звучанием. Внезапно слышится траурный колокольный звон, а на его фоне — мерный хорал монахов. Характер музыки резко меняется: восклицания Милады, возбужденные реплики хора уступают место просветленной лирике прощания умирающей Милады с Далибором. В последний раз мощно и грозно звучит тема короля; заканчивается опера лейтмотивом Далибора, символизирующим победу света и свободы.

М. Друскин


Еще более, чем в «Бранденбуржцах в Чехии», драматично содержание «Далибора» (1867—1868). Моментами музыка этой оперы достигает подлинно трагических высот. В центре ее — образ благородного рыцаря, защитника угнетенных, о котором было сложено немало стихов и песен.

В Чехии XV века при короле Владиславе усилились междоусобицы. Как протест против произвола феодалов, вспыхнули крестьянские восстания. Одним из вождей восставших был Далибор — он убил ненавистного бургграфа Плошковского. Король посадил рыцаря в тюремную башню, которая была затем названа по имени героя «Далиборкой», судил и казнил его в 1498 году.В либретто оперы своеобразно сплавлены реальные исторические события и образы народных легенд. Вплетен и новый сюжетный мотив для прославления нравственной силы музыки: Далибор мстит за убийство своего друга — замечательного скрипача Зденка. Музыкантом является и сестра бургграфа Милада — она играет на варито, старинном чешском народном инструменте типа гусель. Любовь к высокому искусству объединяет героев; один из них по ходу действия восклицает: «Какой же чех не любит музыки!..».

Остро драматично содержание оперы.

Милада требует сурового наказания для Далибора, но увидев отважного рыцаря, полюбила его. Переодевшись в мужское платье, она пробирается в тюрьму. Вместе с девушкой Йиткой Милада подготавливает побег Далибора. Но узнав об этом, король приговаривает его к смерти. В схватке со стражниками гибнет Милада, а вслед за ней Далибор.

В драматических ситуациях оперы есть моменты, напоминающие «Фиделио» Бетховена. И там и здесь смелая девушка, рискуя жизнью, ставит себе целью освободить узника — любимца народа; его судьба — в центре обоих произведений, хотя сам герой не показан в активном действии. Но дело не только в сюжете: бетховенскнй свободолюбивый пафос слышится в музыке Сметаны; ей присуща и мятежная романтика.

Сильное впечатление оставляет начало оперы: идет суд над Далибором; народ ждет появления рыцаря, Иитка вспоминает о его доброте. Так из отношения народа к герою мы узнаем о его доблестном характере. В оркестре в это время звучит горделивая маршевая тема, полная благородства и обаяния, с красочными терцовыми модуляциями (g—es—h):

Эта тема пронизывает всю первую сцену (проводится пять раз), изменяясь, приобретая различные оттенки, и образ Далибора предстает перед слушателями еще задолго до своего появления на сцене.

Король Владислав, который вершит суд над рыцарем, также охарактеризован маршем, но иного склада — тематизм лишен песенного дыхания; мелодия, ритм, гармония не развиваются, лишь нагнетается сила звучности. Возникает обобщенный образ величавой, но бездушной силы:

Вступает и еще один противник Далибора — Милада. Ее характеристика — одна из наиболее ярких в опере. Это образ чешской женщины, сильной и гордой, который часто зарисовывал Сметана. Сначала он запечатлен в оркестровой теме, в которой причудливо сочетаются мечтательность, женственность и страстность, порывистость:

Большой рассказ Милады богат драматическими контрастами, сменой настроений. Композитор использует разнообразные средства вокальной выразительности: напевную мелодию, взволнованную декламацию, резкие восклицания и почти речевой говор. Столь же свободна и форма рассказа, непрерывно развивающаяся.

Наконец, подготовленный столь длительной и многосторонней косвенной характеристикой, на сцене появляется Далибор. Тема его приобретает торжественный мажорный склад — входит не обвиняемый, а герой в сознании своей правоты. Развернутый рассказ Далибора, прерываемый репликами Милады, короля и судей, основан на чередовании разнохарактерных разделов, где лирически распевные ариозо сменяются драматичной и героической декламацией.

Выразительность рассказа Далибора столь велика, что резкий перелом в душе Милады — от страстной ненависти к столь же страстной любви уже не кажется обычной оперной условностью. Стремительное развитие дуэта Милады и Йитки приводит под конец акта к утверждению светлой темы освобождения.

В следующем акте характеристика Далибора опять длительно подготавливается. Вначале главенствуют образы Йитки и ее жениха Витека, призывающих стражу к освобождению Далибора (1-я картина в сельской корчме), а затем — Милады, под видом юноши-музыканта проникающей в тюрьму (2-я картина). Но мысль о Далиборе владеет всеми, вдохновляет их, и темы героя активно участвуют в развитии действия.

В последней, 3-й картине обрисованы мрачные мысли Далибора-узника, его светлые мечты, встреча с Миладой. Вершина II акта — завершающий его дуэт. Ян Неруда восторженно писал о нем: «Бог знает какое волшебство заключено в музыке Сметаны! Есть там нежные, интимные места, непроизвольно вызывающие у тебя слезы. В других же местах встаешь с места и не замечаешь, что ты встал. Так случилось со мной на генеральной репетиции «Далибора» в конце II акта. Финал — потрясающий; он увлекает все выше и выше, подобно устремленным к готическому своду стройным колоннам — гений распростер свои крылья, это поет и звучит божественная музыка сфер...».

И в III акте выделяется последняя картина (В 1-й картине Владислав, узнав о подготовке побега Далибора из тюрьмы, выносит ему смертный приговор, который в ту же ночь должен быть свершен; рыцарю сообщают об этом.), ей присуща стремительная смена драматичных событий. Чувством тревожной настороженности проникнута начальная народная сцена — Милада, Йитка и Витек ждут условленного сигнала для освобождения Далибора; вместо этого звучит погребальный звон и мрачный хорал монахов. Милада взывает к воинам о помощи. Происходит жестокая схватка. Герои сражены насмерть, и в последний раз проводится героическая тема Далибора.

Разнообразная по содержанию опера проникнута единством драматического выражения. В этом заключается специфическая особенность стиля Сметаны: для каждого своего сценического произведения он находил особый драматургический ключ решения. Такое единство в «Далиборе» осуществляется характером звучания музыки — призывно-маршевой, героически-возвышенной (Героические интонации присущи рассказу Йитки и ее дуэту с Миладой в I акте, арии Милады во 2-й картине II акта, «арии свободы» Далибора в 1-й картине III акта.).

Старочешское рыцарство, воспетое в народных легендах, находит свое образное воплощение в фанфарных мотивах, которыми пронизана вся ткань оперы.

Из таких мотивов образуется определенный тематический комплекс. Помимо приводимых далее двух лейтмотивов, обрисовывающих Далибора как личность, преисполненную обаяния, и как народного героя (см. примеры 229 в, г), к этому комплексу присоединяются еще две темы, играющие важную роль в драматургии оперы. Это, во-первых — «фанфара свободы», ее можно также назвать темой чешской земли (см. пример 229 а). Такой оборот часто использовался в практике народно-инструментальных ансамблей, причем всегда в двухголосном изложении, образуемом последовательностью сексты, квинты и терции. Именно как тему родины трактовали этот оборот композиторы XIX века, в том числе Сметана (см. его симфоническую поэму «Влтава», пример 241). Триумфально звучит данная тема в конце рассказа Йитки и в финале I акта. Ее радостной вспышкой озаряются многие страницы партитуры (см., например, встречу Милады с Далибором в темнице в 3-й картине II акта).

Другая тема призвана воссоздать образ друга Далибора, Зденка, но ее смысловое значение шире: с ней связаны мечты о счастье — о том, что людям несет дружба и любовь. Впервые эта тема широко изложена в рассказе Далибора из I акта (As-dur, солирует скрипка):

Она полностью проводится и в других драматически важных моментах оперы (например, в симфоническом антракте перед 3-й картиной II акта).

Указанные четыре темы родственны друг другу; особенно типичен для них начальный оборот поступенно заполненной терцин (для удобства сравнения все темы сведены к одной тональности):

Как указывалось, тематическому комплексу Далибора противостоит лейтхарактеристика Владислава (см. пример 226). Она несомненно навеяна «мотивом Валгаллы» из вагнеровского «Кольца нибелунга»: совпадает даже тональность, в которой чаще всего проводится эта тема (Des-dur), и размер 3/4. «Основа власти — закон», — говорит Владислав. Далибор противопоставляет ему закон дружбы и любви. Таков основной драматургический конфликт оперы; он отчетливо выявлен в музыке благодаря интонационному конфликту двух маршевых тем — Далибора и Владислава.

(В экспозиции оперы конфликт усилен и ладотонально: первая тема Далибора идет в g-moll, лейтхарактеристика Владислава в Des-dur (тритоновое соотношение!). Кстати, Сметана обычно сохраняет за ведущими темами определенную тональность: так, тема Далибора-рыцаря предстает преимущественно в Fis-dur, «мотив освобождения» — в G-dur, тема Зденка — в As-dur.)

Конфликт обостряется еще новой группой тем: судьи и их приговор характеризуются унисонами (см. I акт, 1-ю картину III акта):

Неумолимая жестокость грозных унисонов резко контрастирует с теплом, излучаемым темой Зденка. Столь же контрастны по отношению к ее напевному, светлому звучанию мотивы вражды, угнетения, несчастья. По ходу действия они неоднократно возникают в различных вариантах: и тогда, когда Далибор или Владислав говорят о мести, и когда герой томится в тюрьме, и когда Милада с друзьями тщетно ждет «тихой ночью, немой, как гробница» часа освобождения осужденного на смерть рыцаря:

Разные интонационные сферы не только сопоставляются, но и взаимодействуют друг с другом. Например, звучащий как неуклонное напоминание о смерти мотив суда является, по сути дела, видоизмененным обращением мотива чешской земли:

Возьмем другой пример: в лаконичном оркестровом вступлении к опере естественно и органично разворачивается музыкальное повествование от суровых унисонов (у засурдиненных труб), мотива суда к основной теме рыцаря. Или еще пример: в 1-й картине III акта, перед тем как Далибору будет сообщен смертный приговор, в оркестровом интермеццо последовательно проводятся: та же тема рыцаря, марш Владислава, отрывок из любовного дуэта и мотив освобождения. Как замечательно спаяны воедино эти разнородные мотивы мастерством Сметаны-симфониста!..

Свою группу тем имеет Милада. Два ее лейтмотива были приведены выше (см. пример 227). В них запечатлена речь взволнованная, прерывистая, патетичная; использовано богатство ритмических акцентов (см. также рассказ Милады в I акте, арию II акта, финальную картину оперы). Но есть и другая Милада — женственная, мягкая, любящая музыку, а музыка связывает ее с Дали- бором, чей друг был скрипачом... Такова, условно говоря, «тема варито» (впервые она возникает в симфоническом антракте перед II актом и вскоре шире развивается в рассказе Йитки):

Новые черты характера героини полностью раскрываются в том любовном дуэте, о котором столь восторженно писал Неруда. Две части дуэта воспевают верность в дружбе (первая часть, F-dur) и возвышенную красоту любовных чувств (вторая часть, As-dur; напоминаем, что это «тональность Зденка»),

Есть в опере еще одна интонационная сфера, которая звучит, на первый взгляд, несколько неожиданно: в сцене в корчме (1-я картина II акта) стража поет застольную песню в духе польки (ср. известный хор охотников из «Волшебного стрелка»). Трагедия оттеняется броским бытовым штрихом. Но в конце картины (в оркестровом заключении) задорный танец преобразуется в марш, интонационный склад которого близок к революционно-демократическим песням середины XIX века. Так Сметана вновь возрождает главенствующий героико-маршевый тонус звучания, который присущ всей музыке оперы (Аналогично решена картина восстания пражской бедноты в «Бранденбуржцах в Чехии», драматургия которой развивается от песни-танца к маршу.).

М. Друскин


ДАЛИБОР (Dalibor) — опера Б. Сметаны в 3 д., немецкое либретто И. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера. Премьера: Прага, 16 мая 1868 г.; новой редакции — там же, 2 декабря 1870 г.

Действие происходит в XV в. Главный герой оперы, рыцарь Далибор, вождь восставших крестьян, захваченный в плен и казненный по приказу короля,— фигура историческая. В Праге сохранилась башня, в которой он томился. Легенда о мужественном витязе, ставшем любимым героем чешского народа, неоднократно обрабатывалась в национальной литературе (к примеру, в драме И. К. Тыла). Сметана стремился воплотить в опере героическое начало, утвердить идею верности отчизне и свободе. К сожалению, либретто носит условно-романтический характер. Однако музыка побеждает недостатки текста.

Милада, сестра бургграфа Плошковицкого, обвиняет Далибора в том, что он во главе своей дружины напал на замок и убил ее брата. Далибор, представ перед королевским судом, объясняет поступок местью: жестокий бургграф казнил его Друга Зденека. Мужество и благородство рыцаря покоряют Миладу, и она выступает в его защиту. Но король и судьи осуждают его на пожизненное заключение. Милада и сирота Йитка, воспитанная Далибором, решают освободить его. Милада переодевается в мужское платье и поступает на службу в тюрьму. Она передает Далибору инструменты, чтобы он мог перепилить решетку, и скрипку — ее звуки послужат сигналом, что решетка перепилена, и тогда друзья придут ему на помощь.

Народ волнуется, готовясь спасти узника. Король решает казнить его и этим предотвратить восстание. Когда Далибор дает знак, что готов бежать, тюремщик сообщает ему о смертном приговоре. Рыцаря ведут на казнь, народ пытается его освободить. Финал оперы имеет несколько редакций: по одной Милада убита в стычке и Далибор отдается в руки стражи, которая ведет его на казнь; по другой и Милада и Далибор убиты (этот вариант возник в театральной практике). Есть и третья версия: Далибор кончает жизнь самоубийством над трупом Милады.

Произведение Сметаны не сразу было оценено критикой. Раздавались голоса, что опера неоригинальна и написана под воздействием Вагнера. Упрек этот несправедлив. Музыка Сметаны глубоко национальна и народна. Дух патриотизма определяет характер ее музыкальных образов и содержание. Отличаются от вагнеровских и принципы драматургии, сочетающей завершенные музыкальные номера с большими драматическими сценами.

Непонятая при жизни композитора, опера получила надлежащую оценку лишь много позднее. Этому способствовало и то, что театры очень часто неверно трактовали ее, игнорируя героико-патриотический замысел и неправомочно выделяя лирическую, любовную линию. При постановке часто выбрасывался свободолюбивый монолог главного героя в темнице (II д.). Многократно переделывался финал. Заслуга раскрытия содержания «Далибора» принадлежит Г. Малеру, который поставил оперу в Вене в 1897 г. Полноценное воплощение она получила в 1924 г., когда подлинная, освобожденная от переделок партитура прозвучала в Праге под управлением О. Острчила. С тех пор произведение прочно вошло в репертуар чешского театра.

На русской сцене опера была впервые поставлена 30 декабря 1899 г. в Мариинском театре под управлением Э. Направника (И. Ершов — Далибор, В. Куза — Милада, В. Шаронов — король Владислав). На советской сцене — Львов, 1950 г. В 1955 г. опера была показана Пражским национальным театром во время гастролей в Москве.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Соната для скрипки и фортепиано No. 2 Камерные и инструментальные

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама