Творческий портрет Свиридова →
Список сочинений Свиридова →
Свиридов Георгий (Юрий) Васильевич (р. 3(16) XII 1915, г. Фатеж, ныне Курской области) — советский русский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. Секретарь CK СССР (1962-74), 1-й секретарь CK РСФСР (1968-1973).
Родился в семье почтового служащего. Начальное музыкальное образование получил в муз. школе Курска (1929-1932), в 1932-36 учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме у И. А. Браудо (фп.) и М. А. Юдина (композиция). В 1936 поступил в Ленингр. консерваторию (класс П. Б. Рязанова), с 1937 до окончания консерватории (1941) занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 живёт в Москве. Дебютировал в 1935 циклом романсов на сл. А. С. Пушкина, в к-рых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова — яркий мелодизм, гармонич. свежесть, простота фактуры. В ряде произв. 40-х гг. проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вок. поэма «Страна отцов» на сл. А. С. Исаакяна (1950) и цикл песен на сл. Р. Бёрнса (1955) — первые произв. зрелого периода творчества Свиридова; дальнейшие сочинения композитора поставили его в ряд выдающихся мастеров сов. музыки.
Гл. тема творчества Свиридова — Родина, её история, судьбы, жизнь народа. В крупнейших эпич. произв. — вок.-симф. «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетической оратории» (1959, сл. В. В. Маяковского) показан рус. народ в переломный момент истории — накануне Окт. революции 1917 и в революц. период. В символических образах раскрыты величие нар. духа и высота нравств. идеалов. Поэтические картины родной земли предстают в лирич. образах «Маленького триптиха» для симф. оркестра (1964), кантаты «Деревянная Русь» (сл. С. А. Есенина, 1964) и «Весенней кантаты» (сл. Н. А. Некрасова, 1972), в многочисл. песнях и хорах на слова рус. поэтов. В вок. циклах «Слободская лирика» (сл. А. А. Прокофьева, 1938), «У меня отец — крестьянин» (сл. Есенина, 1956), «Петербургские песни» (сл. А. А. Блока, 1969) даны меткие зарисовки повседневной нар. жизни, образы простых людей во всём богатстве их внутреннего мира и разнообразии психологических состояний.
Центр. место в творчестве Свиридова занимает вок. музыка, опирающаяся на поэтич. слово. Героем ряда его произв. является Поэт — проповедник и трибун, от лица к-рого ведётся муз. повествование. Тема Поэта, его рождение, судьба, предназначение — одна из ведущих тем Свиридова, проходящая через всё его вок. творчество. Свиридов по-новому раскрыл облик мн. поэтов: Есенина — как великого нац. художника революц. эпохи, Блока — как эпич. поэта и одноврем. продолжателя демократич. традиций Некрасова. Свиридову удалось найти муз. эквивалент новаторской поэзии В. В. Маяковского, в к-рой он услышал не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену торжеств. гимнов. Одним из первых Свиридов «распел» стихотворную речь В. В. Хлебникова («Юным», 1965) и Б. Л. Пастернака (маленькая кантата «Снег идёт», 1965).
Свиридов существенно обновил, а частично и преобразовал традиц. вок. и вок.-симф. жанры — ораторию, кантату, романс, хор. песню, введя в них элементы картинности, «театрального действа», притчи, революц. лубка и плаката, ритмодекламации и др. Он создал и собств. жанровые разновидности вок. музыки: вок.-симф. поэму ораториального типа, многочастную камерную вок. поэму, «маленькую кантату», совр. хор. концерт без слов. «Курские песни» (1964) — пример построения кантатного цикла на основе оригинальной совр. обработки и разработки фольклорных напевов.
В области инстр. музыки Свиридова наиболее значительны — фп. трио (1945), соната (1944) и 2 партиты для фп. (1947), «Альбом пьес для детей» (1948), музыка для камерного оркестра (1964). Близко по своему стилю к вок. творчеству Свиридова орк. соч. «Маленький триптих» (1964), в к-ром оркестр трактован как инстр. хор. Широкое распространение получили также орк. сюита «Время, вперёд!» (1965) и «Метель» (муз. иллюстрации к одноим. повести А. С. Пушкина, 1974). Свиридов продолжает и развивает опыт рус. классиков и прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его завоеваниями иск-ва 20 в. Он обращается к древним обрядовым попевкам, старинному канту, знаменному распеву и одноврем. к музыке совр. гор. улицы, революц. и сов. массовой песне.
В произв. зрелого периода Свиридов отказывается от сквозной разработки тем. Цельность формы цикла достигается посредством чередования неск. образов-символов, объединённых вокруг одного — центрального и скреплённых обобщающей идеей. Этот метод, роднящий музыку с живописью, связан, с одной стороны, с композицией рус. иконы («житие»), с др. — перекликается с исканиями ряда совр. мастеров сов. изобразит. иск-ва. Ладовые основы музыки Свиридова разнообразны. Он использует мажоро-минор, пентатонику и нар. лады с переменными функциями, в т.ч. «курский лад» (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сопоставления функциональной аккордики с сонорными звучаниями. В орк. письме Свиридова преобладает аккордовая, ритмич. или педальная фактура; полифония встречается реже. Осн. функции оркестра — красочный фон и динамика. Большую роль играют разнообразные — «колокольные» звучания.
Музыка Свиридова отмечена серьёзностью мысли, этич. возвышенностью, глубиной постижения нац. характеров, естественностью и индивидуальной неповторимостью муз. языка, впитавшего интонации и ритмы живой совр. речи. Новизна и самобытность соединяются в стиле Свиридова с отточенной и изысканной простотой — результатом строгого отбора и максимальной экономии выразит. средств. В соч. 60-х — нач.. 70-х гг. — Концерте памяти А. А. Юрлова (1973), хорах из музыки к драме A.. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (1973) и др. образцах хор. лирики Свиридова усилилась тенденция к сосредоточенности настроений и лаконичности формы.
Произведения Свиридова многократно исполнялись за рубежом, их грамзаписи удостоены премий во Франции. Свиридов — автор статей по актуальным вопросам муз. творчества. Ленинская пр. (1960). Гос. пр. СССР (1946, 1968).
Литература:
Сoxop A., Г. В. Свиридов, Л., 1956; его же, Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; его же, Традиции и новаторство в творчестве Свиридова, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; его же, Большой художник современности, «СМ», 1975, No 12; Друскин М., Вокальные циклы Г. Свиридова, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; то же, в его кн.: История и современность. Статьи о музыке, Л., 1960; Тактакишвили О., О музыке Г. Свиридова, «СМ», 1957, No 9; его же, Певец русского поэтического слова, «СМ», 1975, No 12; Xубов Г., Мужание таланта. Вокальные поэмы Г. Свиридова, в его кн.: О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Кремлёв Ю., О «Патетической оратории» Г. Свиридова, «СМ», 1960, No 4; Полякова Л., Вокальные циклы Г. В. Свиридова, М., 1961; её же, Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; её же, «Курские песни» Г. Свиридова, М., 1970; Шостакович Д., К 50-летию Г. Свиридова, «СМ», 1965, No 12; Цендровский В., О гармонии Свиридова, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Кабалевский Д., Маяковский входит в мир музыки. О «Патетической оратории» Г. Свиридова, «МЖ», 1968, No 2; Евдокимова Ю., Поэт России, «СМ», 1968, No 6; Полякова Л., Николаев A., «Петербургские песни» Г. Свиридова, там же, 1970, No 5; Георгий Свиридов. Сб. статей, М., 1971; Элик М., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, М., 1971; Раабен Л., Инструментальное творчество Свиридова 30-40-х гг., в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; Живов В., «Патетическая оратория» Г. Свиридова, М., 1973; Сохoр A., Элик M., Песни о России. (Блок в творчестве Г. Свиридова), в кн.: Блок и музыка, Л.-М., 1974; Леденёв Р., Музыка Свиридова в Малом театре, «СМ», 1974, No 9; Pерсон Д., Г. В. Свиридов. Нотобиблиографический справочник, М., 1974; Рубин В., Георгий Свиридов, «МЖ», 1975, No 23; Ильина С., «Курские песни» Свиридова и некоторые особенности его стиля, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Чайковский Б., Георгий Свиридов, «Театр», 1976, No 6.
A. H. Coxop
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.