Фригийская каденция (фригийский каданс) — особый вид заключительной каденции (1), состоящий обычно из оборотов: IV6 — V <, I — V6 — IV6 — V <, также I — V < (от минорной тоники). Фригийская каденция встречается в музыке 17–18 вв. как остаток ренессансного фригийского лада (см. Средневековые лады; Й. Розен-Мюллер писал ок. 1650 о «трёх ладах» — мажорном, минорном и фригийском). Если в 1-й пол. 17 в. фригийский лад (к-рый в отличие от прочих не мог содержать вводного полутона и превратиться в разновидность мажора или минора) встречался ещё как самостоят. лад с Ф. к. в заключении (напр., в «Страстях по Иоанну» Шюца интроит «Das Leiden unsers Herren», заключит. хор «О hilf, Christe»), то в дальнейшем он применялся редко, гл. обр. в хоральных обработках, иногда в медленных частях инстр. циклов (хорал «Ob bei uns ist der Sunden viel» из кантаты И. С. Баха No 38, его Adagio из Бранденбургского концерта No 1, Adagio из клавирной сюиты d-moll Г. Ф. Генделя). В это время Ф. к. всё явственнее трактуется как своего рода доминантовый лад от тональности с минорной тоникой или как гармонич. минор с Ф. к. в конце (хорал Баха «Wenn ich einmal soll scheiden» из «Страстей по Матфею», No 72). Элементы фригийского лада сохраняются в виде фригийских оборотов и Ф. к. (И. С. Бах, Бранденбургский концерт No 3, Adagio между двумя быстрыми частями; 2-я часть его же клавирного концерта f-moll; Г. Ф. Гендель, оратория «Мессия», ариозо «Schau hin und sieh», No 28).
В музыке венских классиков и в дальнейшем Ф. к. почти не применяется, а фригийские обороты (совпадающие по гармонии с Ф. к.) вливаются в состав минора (исключит. случай Ф. к. — каватина Барбарины, No 23 из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»).
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.