Джордже Джорджеску

George Georgescu

Дата рождения
12.09.1887
Дата смерти
01.09.1964
Профессия
Страна
Румыния

Советские слушатели хорошо знали и любили замечательного румынского артиста — и как выдающегося интерпретатора классики, и как страстного пропагандиста современной музыки, в первую очередь музыки своей родины, и как большого друга нашей страны. Джордже Джорджеску, начиная с тридцатых годов, неоднократно бывал в СССР, сначала один, а затем и с возглавлявшимся им оркестром Бухарестской филармонии. И каждый приезд его превращался в значительное событие художественной жизни. Эти события еще свежи в памяти тех, кто присутствовал на его концертах, кого захватывала его вдохновенная передача Второй симфонии Брамса, Седьмой Бетховена, Второй Хачатуряна, поэм Рихарда Штрауса, полное огня и сверкания красок наполнение произведений Джордже Энеску. «В творчестве этого большого мастера яркий темперамент сочетается с точностью и продуманностью трактовок, с прекрасным пониманием и ощущением стиля и духа произведения. Слушая дирижера, чувствуешь, что для него исполнение — всегда художественная радость, всегда подлинно творческий акт», — писал композитор В. Крюков.

Таким же запомнила Джорджеску аудитория десятков стран Европы и Америки, где он с триумфом концертировал многие десятилетия. Берлин, Париж, Вена, Москва, Ленинград, Рим, Афины, Нью-Йорк, Прага, Варшава — таков далеко не полный перечень городов, выступления в которых принесли Джордже Джорджеску славу одного из крупнейших дирижеров нашего столетия. Пабло Казальс и Эжен д'Альбер, Эдвин Фишер и Вальтер Пизекинг, Вильгельм Кемпф и Жак Тибо, Энрико Майнарди и Давид Ойетрах, Артур Рубинштейн и Клара Хаскил — лишь некоторые из солистов, выступавших с ним в разных частях света. Но, конечно, больше всех любили его на родине — как человека, отдающего все свои силы строительству румынской музыкальной культуры.

Тем более парадоксальным кажется сегодня, что с Джорджеску-дирижером его соотечественники познакомились лишь после того, как он уже занял прочное место на европейской концертной эстраде. Произошло это в 1920 году, когда он впервые встал за пульт в бухарестском зале «Атенеум». Впрочем, Джорджеску появился на эстраде этого же зала десятью годами ранее, в октябре 1910 года. Но тогда это был молодой виолончелист, выпускник консерватории, сын скромного таможенного чиновника дунайского порта Сулин. Ему прочили большое будущее, и после окончания консерватории он отправился в Берлин — совершенствоваться у прославленного Хуго Бекера. Вскоре Джорджеску стал участником известного квартета Марто, снискал признание публики и дружбу таких музыкантов, как Р. Штраус, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер. Однако столь блестяще начатая карьера трагически прервалась — неудачное движение на одном из концертов, и левая рука музыканта навсегда лишилась возможности управлять струнами.

Мужественный артист стал искать новые пути в искусство, осваивать с помощью друзей, и прежде всего Никиша, мастерство управления оркестром. В год окончания первой мировой войны он дебютирует в Берлинской филармонии. В программе — Шестая симфония Чайковского, «Тиль Уленшпигель» Штрауса, фортепианный концерт Грига. Так началось стремительное восхождение к вершинам славы.

Вскоре после своего возвращения в Бухарест Джорджеску занимает видное место в музыкальной жизни родного города. Он организует Национальную филармонию, которую с тех пор возглавляет до самой смерти. Здесь год за годом звучат новые произведения Энеску и других румынских авторов, которые видят в лице Джорджеску совершенного интерпретатора своей музыки, верного помощника и друга. Под его руководством и при его участии румынская симфоническая музыка и оркестровое исполнительство достигают мирового уровня. Особенно широкий размах приобретает деятельность Джорджеску в годы народной власти. Ни одно крупное музыкальное начинание не обходилось без его участия. Он неутомимо разучивает новые сочинения, гастролирует по разным странам, способствует организации и проведению фестивалей и конкурсов имени Энеску в Бухаресте.

Процветание национального искусства было той высшей целью, которой отдавал силы и энергию Джордже Джорджеску. И нынешние успехи румынской музыки и музыкантов — лучший памятник Джорджеску, художнику и патриоту.

"Современные дирижеры", М. 1969.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама