В Прелюдии и фуге ре минор (Op. 62) для фортепиано Глазунов обращается к баховской традиции, соединяя ее с яркой романтической экспрессией и колористическим богатством гармонии позднего романтизма.
Импровизационная по изложению патетическая прелюдия со стремительными гаммообразными взлетами, хроматическими аккордовыми последованиями и неожиданными беспокойными модуляционными ходами напоминает баховские органные фантазии.
Большая двойная фуга сочетает полифонические принципы развития с элементами сонатности. Две ее контрастные темы — первая с движением мелодии по аккордовым ступеням и вторая хроматическая — экспонируются поочередно, затем следует пространная разработка, в которой на первый план выдвигается первая мужественная волевая тема. В момент главной, наивысшей кульминации обе темы сплетаются в сложном контрапункте на доминантовом органном пункте. На одновременном звучании тем построена и значительно сокращенная по сравнению с экспозицией реприза. Возникающие в коде реминисценции из прелюдии способствуют единству и законченности этого небольшого цикла.
Ю. Келдыш
Фортепианное творчество Глазунова →