Эрнст Теодор Амадей Гофман

E. T. A. Hoffmann

Дата рождения
24.01.1776
Дата смерти
25.06.1822
Профессия
Страна
Германия
Эрнст Теодор Амадей Гофман

Гофман Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг — 25 VI 1822, Берлин) — немецкий писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридическое образование в Кёнигсбергском университете. Занимался литературой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармонического общества, симфонического оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы французскими войсками (1807) Гофман возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор театров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высших судебных органах и юридических комиссиях. Здесь Гофман написал свои важнейшие литературные произведения. Первые его статьи помещены на страницах «Всеобщей музыкальной газеты» («Allgemeine Musikalische Zeitung», Лейпциг), сотрудником которой он был с 1809.

Выдающийся представитель немецкой романтической школы, Гофман стал одним из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтической музыки он сформулировал её особенности и показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке литературного романтизма Гофман стал писать о сущности музыки, о музыкальных произведениях, композиторах и исполнителях. В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтическому направлению. Ярким выражением музыкально-эстетических взглядов Гофмана являются его новеллы: «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» («Der Dichter und der Komponist», 1813). Рассказы Гофмана позднее были объединены в сборнике «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestucke in Callot’s Manier», 1814-15).

В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr», 1822), Гофман создал трагический образ вдохновенного музыканта, «безумного капельмейстера» Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произведения Гофмана оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Гофмана нашли воплощение в произведениях многих композиторов — Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («Летучий голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Гофмана — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Гофман — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).

Гофман — автор музыкальных произведений, в т. ч. первой немецкой романтической оперы «Ундина» (1813, пост. 1816, Берлин), оперы «Аврора» (1811-12; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных сочинений. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собрания избранных музыкальных произведений Гофмана.

Сочинения: Werke, hrsg. von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.- Stuttg., 1927; Poetische Werke. Hrsg. von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewдhlt und mit Anmerkungen versehen von Richard Münnich, Weimar, 1961; в рус. пер. — Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.

Литература: Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М., Э. Т. А. Гофман (1776-1822), «Музыкальное образование», 1926, NoNo 3-4; Pерман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961, с. 185-211; Житомирский Д., Идеальное и реальное в эстетике Э. Т. А. Гофмана. «СМ», 1973, No 8.

C. A. Маркус

реклама

вам может быть интересно

Тамара Рохо Танцовщики
Богуслав Мартину Композиторы

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама