
Гофман, Иосиф (Юзеф) (пол. Józef Kazimierz Hofmann, англ. Josef Hofmann; 20 I 1876, Подгуже, близ Кракова — 16 II 1957, Лос-Анджелес, США) — польский пианист, педагог и композитор.
Учился в Берлине у М. Мошковского (фортепиано) и Г. Урбана (композиция), в Дрездене — у А. Г. Рубинштейна (фортепиано), оказавшего на формирование Гофмана-пианиста решающее влияние. С 1899 жил в США, в 1924–38 был профессором и директором Музыкального института Кёртис в Филадельфии. Его ученики: А. Чезинс, Ш. Черкасский, П. Шалит и др. Концертировал в 1883–1946 (с перерывом на годы учения — 1884–94).
Гофман — один из крупнейших пианистов мира; особенной популярностью пользовался в США и в России, где в 1895–1913 гастролировал почти ежегодно (в Петербурге давал до 20 концертов в сезон). Игра Гофмана отличалась исключительной тщательностью воспроизведения нотного текста при безупречном мастерстве и блеске техники, благородством вкуса, сочетанием классической ясности и чистоты стиля с романтическим изяществом и поэтичностью; однако существует мнение, что его интерпретациям не хватало глубины и творческой оригинальности.
Репертуар Гофмана был громаден, особенно удавались ему мелкие пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта — Листа, а также М. Мошковского. Большую известность приобрели 2 книги Гофмана об игре на фортепиано (объединены им впоследствии в одну). Собранные в них советы и указания Гофмана отличаются точностью, конкретностью и имеют значительную практическую ценность; интерес представляют также включённые в книгу воспоминания Гофмана об А. Г. Рубинштейне.
Музыкальные сочинения Гофмана (некоторые под псевдонимом Михаил Дворский) большого художественного значения не имеют. Автор 2 симфоний, 5 концертов и диалога «Хроматикон» для фортепиано с оркестром, а также многих мелких пьес салонного характера для фортепиано.
Литературные сочинения: Piano playing, Phil., 1907, N. Y., 1908 (рус. пер. — Фортепианная игра, М., 1911, 1929); Piano questions answered, N. Y., 1909 (рус. пер. — Вопросы и ответы, М., 1913, 1929); объединённое и дополненное издание обеих книг — Phil., 1920 (русский перевод — Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М., 1938, 1961); интервью «The Etude», 1944, No 11 (русский перевод — Советы молодым пианистам, «СМ», 1957, No 4).
Литература: Коган Г., Иосиф Гофман, «СМ», 1956, No 12; его же, Иосиф Гофман и его книга, в кн.: Гофман И., Фортепианная игра. М., 1961; перепечатка в кн.: Коган Г., Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Рабинович Д., Играет Иосиф Гофман, «СМ», 1961, No 7; Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964; Оссовский А. В., Музыкально-критические статьи, Л., 1971; Коломийцов В., Статьи и письма, Л., 1971; Сhаsins A., Speaking of pianists…, N. Y., 1958, p. 7–26 (извлечение в рус. пер.: Чезинс A., Говоря о пианистах, «СМ», 1960, No 3, с. 103–108); Schonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963.
Г. M. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Американский пианист и композитор польского происхождения. Родился в семье музыкантов: его отец, Казимир Гофман был пианистом, мать пела в краковской оперетте. В возрасте трёх лет Иосиф получил от отца первые уроки музыки, и, проявив огромный талант, вскоре уже начал выступать как пианист и даже композитор (он также обладал хорошими способностями в математике, механике и других точных науках).
После гастролей по Европе Гофман 29 ноября 1887 дебютировал в США с концертом в театре Метрополитен-опера, где блестяще исполнил Первый концерт Бетховена, а также импровизировал на темы, предлагавшиеся зрителями, вызвав настоящий фурор у публики.
Восхищённый искусством юного музыканта, американский стекольный магнат Альфред Кларк выделил ему пятьдесят тысяч долларов, что позволило семье вернуться в Европу, где Гофман смог спокойно продолжить обучение. Некоторое время его учителем был Мориц Мошковский, однако затем Гофман стал единственным частным учеником Антона Рубинштейна (жившего в то время в Дрездене), который оказал на его творческие взгляды огромное влияние.
С 1894 года Гофман вновь начал выступать на публике, уже не как вундеркинд, а как сформировавшийся зрелый артист. После исполнения им в Гамбурге Четвёртого концерта Рубинштейна под управлением автора тот сказал, что его больше нечему учить, и прекратил занятия с ним.
На рубеже веков Гофман был одним из самых известных и востребованных пианистов в мире: его концерты с огромным успехом проходили в Великобритании, России, США, Южной Америке, везде с аншлагами. На одной из серий концертов в Санкт-Петербурге он поразил публику, сыграв за десять выступлений более двухсот пятидесяти различных пьес.
В 1903 и 1904 годах Гофман выступал в Петербурге вместе с Кубеликом, так что, по воспоминаниям О. Мандельштама, «в сознании тогдашнего петербуржца они сливались в один образ. Как близнецы, они были одного роста и одной масти. Ростом ниже среднего, почти недомерки, волосы чернее вороньего крыла. У обоих был очень низкий лоб и очень маленькие руки. Оба сейчас мне представляются чем-то вроде премьеров труппы лилипутов».
В 1914 году Гофман эмигрировал в США, где вскоре принял гражданство и продолжил выступления. В 1924 году он принял предложение возглавить только что основанный Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, и руководил им до 1938. За время его руководства институт вышел на мировой уровень, став прекрасной школой для многих известных в будущем музыкантов.
Активные выступления Гофмана продолжались до начала 1940-х годов, последний его концерт состоялся в Нью-Йорке в 1946. В последние годы жизни Гофман с увлечением занимался разработками в области звукозаписи и механики: ему принадлежат несколько десятков патентов на различные усовершенствования в механизме фортепиано, а также на изобретение «дворников» и пневматических рессор для автомобиля и других приспособлений.
Гофман по праву считается одним из крупнейших пианистов XX века. Блестящая техника вкупе с необычным ритмическим воображением позволяли ему играть со стихийной мощью и силой, а благодаря отличной памяти он мог не заботиться о «восстановлении» сыгранного однажды произведения перед очередным концертом. Репертуар пианиста был достаточно узок: он ограничивался по сути наследием первой половины XIX века — от Бетховена до Листа, но почти никогда не исполнял музыку современных ему композиторов. Исключением не стал даже Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, посвящённый Гофману, творчество которого сам Рахманинов очень ценил. Гофман был одним из первых в истории музыкантов, записавших своё исполнение в 1887 году на фонограф, однако в дальнейшем крайне редко записывался в студии. Большое количество записей Гофмана, сохранившихся до наших дней, было сделано на концертах.
Гофман является автором около сотни сочинений (опубликованных под псевдонимом Мишель Дворский), двух книг об искусстве игры на фортепиано: «Советы молодым пианистам» и «Фортепианная игра».