Мориц Мошковский

Дата рождения
23.08.1854
Дата смерти
04.03.1925
Профессия
Страна
Германия, Польша
Мориц Мошковский / Moritz Moszkowski

Мошковский, Маурыцы (Мориц) (нем. Moritz Moszkowski, пол. Maurycy Moszkowski; 23 VIII 1854, Вроцлав — 4 III 1925, Париж) — польский пианист, педагог, композитор. Член Берлинской академии искусств (с 1899).

Сын учителя музыки. Учился в Дрездене, затем занимался по классу фортепиано у Т. Куллака в консерваториях Штерна и Куллака в Берлине; в последней (после ее окончания) преподавал фортепианную игру. Среди учеников — И. (Ю.) Гофман. Дебютировал в 1873 в Берлине. Гастролировал в Париже, Варшаве, Лондоне, выступал и как дирижер. С 1897 жил в Париже.

Пианист салонного виртуозного направления (характерного для 2-й половины 19 века), Мошковский и как композитор был известен главным образом виртуозными, внешне эффектными салонными концертными пьесами, среди которых наиболее популярны стилизованные в национальном духе «Испанские танцы» («Tance hiszpanskie», 2 тетради; написаны для фортепианного дуэта, затем обработаны для фортепиано соло и для оркестра).

В педагогической практике сохранили значение инструктивные сочинения — «15 виртуозных этюдов» ор. 72.

Сочинения:

опера — Боабдиль, последний король мавров (Boabdil, der letzte Maurenkцnig, 1892, Берлин), балет — Лаурин (1896), для оркестра — симфоническая поэма Жанна д’Арк, 4 сюиты, Фантастическое шествие (Phantastischer Zug), Co всего божьего света (Aus aller Herren Lander), Дон Жуан и Фауст (6 пьес), прелюдия и фуга, концерты с оркестром — для фортепиано (1898), скрипки; камерно-инструментальные ансамбли — концерт-штюки: 2 для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано; для фортепиано — 3 концертных этюда, концертный вальс, миниатюры, циклы пьес для фортепианного дуэта.

Литература: Ruch Kalendarz encyklopedyczny, Warsz., 1888, s. 74, Barbag S, Polska piesn artystyczna Muzyka polska Monogratia zbiorowa, Warsz, 1927, s. 99.

И. E. Темченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Мошковский родился в богатой еврейской семье, рано проявил музыкальные способности и первые свои уроки музыки получил дома. В 1865 году семья переехала в Дрезден, где Мошковский поступил в консерваторию. Четыре года спустя он продолжил свое обучение в берлинской Консерватории Штерна у Эдуарда Франка (фортепиано) и Фридриха Киля (композиция), а затем — в Новой академии музыкального искусства Теодора Куллака.

В возрасте 17 лет Мошковский принял предложение Куллака самому начать преподавание, и оставался на этой должности более 25 лет. В 1873 году он впервые выступил с сольным концертом в качестве пианиста в Берлине и вскоре быстро прославился как виртуозный исполнитель. Мошковский также был хорошим скрипачом и иногда играл партию первой скрипки в оркестре академии. К этому же времени относятся его первые сочинения, среди которых наиболее известен Фортепианный концерт, впервые исполненный в Берлине в 1875 году и высоко оцененный Ференцем Листом.

В 1880-е годы из-за начавшегося нервного расстройства Мошковский почти прекратил свою пианистическую карьеру и сосредоточился на композиции. В 1885 году он по приглашению Королевского филармонического общества впервые посещает Англию, где выступает как дирижер. В 1893 году он избран членом Берлинской академии искусств, а четыре года спустя обосновался в Париже и женился на сестре Сесиль Шаминад. В этот период Мошковский пользуется большой популярностью как композитор и преподаватель: среди его учеников — Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Хоакин Турина. В 1904 году по совету Андре Мессаже частные уроки оркестровки у Мошковского начал брать Томас Бичем.

С начала 1910-х годов интерес к музыке Мошковского стал постепенно снижаться, а смерть жены и дочери сильно подорвала его и без того расшатанное здоровье. Композитор начал вести жизнь затворника и окончательно перестал выступать. Последние годы Мошковский провел в бедности, несмотря на то, что в 1921 один из его американских знакомых устроил в Карнеги-холле в его честь большой концерт, вырученные деньги до Мошковского так и не дошли.

Ранние оркестровые произведения Мошковского имели некоторый успех, но настоящую известность ему принесли сочинения для фортепиано — виртуозные пьесы, концертные этюды и др. вплоть до салонных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

В ранних сочинениях Мошковского прослеживается влияние Шопена, Мендельсона и, в особенности, Шумана, однако позднее композитор сформировал собственный стиль, который, не отличаясь особой оригинальностью, тем не менее, явно показывал тонкое авторское чувство инструмента и его возможностей. Игнацы Падеревский писал позднее: «Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано». В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Ян Сибелиус Композиторы
Джон Булл Композиторы
Евсевий Мандычевский Музыковеды и театроведы
Вацлав Талих Дирижёры
Омеро Францеш Пианисты

Реклама