Эуген (Ойген) Йохум

Дата рождения
01.11.1902
Дата смерти
26.03.1987
Профессия
Страна
Германия
Эуген Йохум

Йохум, Эуген (Ойген) (нем. Eugen Jochum; 1 XI 1902, Бабенхаузен, Бавария — 26 III 1987, Мюнхен) — немецкий дирижёр.

В 1914–22 учился в Аугсбурге в консерватории (по классу органа и фортепиано). В 1922–1925 занимался в Мюнхенской академии у С. Хаузеггера (дирижирование). Дирижёрскую деятельность начал в 1925 в Мёнхен-Гладбахе, затем работал в Любеке, Мангейме, Дуйсбурге. В 1932–34 выступал как дирижёр Городской оперы и радио в Берлине, в 1934–49 — Государственной оперы и филармонии в Гамбурге. С 1949 основатель и художественный руководитель симфонического радиооркестра в Мюнхене, одновременно выступал как дирижёр в Баварской государственной опере (Мюнхен). С 1961 художественный руководитель Концертного струнного оркестра в Амстердаме. Йохум постоянно участвует в различных международных музыкальных фестивалях в Западной Европе (в т. ч. в Байрёйтском вагнеровском фестивале).

Йохум — один из лучших интерпретаторов произведений И. Брамса, А. Брукнера и немецких композиторов-романтиков. С 1950 президент немецкой секции Брукнеровского общества. Член Баварской академии изящных искусств. Гастролировал в СССР (1974).

Братья Эугена Йохума — Георг Людвиг Йохум (1909–1970) и Отто Йохум (1898–1969) — также известные музыканты.

С. М. Грищенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Самостоятельная деятельность Эугена Йохума началась не в тиши провинциального города, как это чаще всего бывает с молодыми дирижерами. Двадцатичетырехлетним музыкантом он впервые выступил с оркестром Мюнхенской филармонии и сразу же обратил на себя внимание, выбрав для своего дебюта и блестяще проведя Седьмую симфонию Брукнера. С тех пор прошло несколько десятилетий, но проявившиеся тогда черты дарования артиста по-прежнему определяют направленность его искусства — широкий размах, умение «лепить» большую форму, монументальность замыслов; да и музыка Брукнера осталась одним из «коньков» Иохума.

Дебюту с Мюнхенским оркестром предшествовали годы учебы в Музыкальной академии того же города, Йохум, поступая сюда, предполагал по семейной традиции стать органистом и церковным музыкантом. Но вскоре стало ясно, что он — прирожденный дирижер. Позже ему пришлось работать в оперных театрах провинциальных немецких городов — Гладбаха, Киля, Мангейма; в последний его рекомендовал главным дирижером сам Фуртвенглер. Но опера не особенно привлекала его, и как только представилась возможность, Йохум предпочел ей концертную эстраду. Он работал некоторое время в Дуйсбурге, а в 1932 году стал руководителем оркестра Берлинского радио. Уже тогда артист регулярно выступал и с другими крупными коллективами, в том числе в Берлинской филармонии и Государственной опере. В 1934 году Йохум уже был достаточно известным дирижером, и ему довелось возглавить музыкальную жизнь Гамбурга в качестве главного дирижера оперного театра и филармонии.

Новый этап деятельности Йохума наступил в 1948 году, когда Баварское радио предоставило ему возможность сформировать оркестр из лучших музыкантов по своему выбору. Очень скоро новый коллектив завоевал репутацию одного из лучших оркестров ФРГ, а это впервые принесло широкую известность и его руководителю. Йохум участвует во многих фестивалях — в Венеции, Эдинбурге, Монтрё, гастролирует в столицах Европы и Америки. По-прежнему артист изредка дирижирует и в оперных театрах Европы и Америки. После смерти Э. ван Бейнума совместно с Б. Хайтинком Йохум руководит работой одного из лучших европейских оркестров — «Концертгебау».

Эуген Йохум — продолжатель романтических традиций немецкой дирижерской школы. Он известен прежде всего как вдохновенный интерпретатор монументальных симфоний Бетховена, Шуберта, Брамса и Брукнера; значительное место в его репертуаре занимают также произведения Моцарта, Вагнера, Р. Штрауса. Среди широко известных записей Йохума отметим «Страсти по Матфею» и Мессу си минор Баха (с. участием Л. Маршалл, П. Пирса, К. Борга и других), Восьмую симфонию Шуберта, Пятую Бетховена, Пятую Брукнера, последние симфонии и оперу «Похищение из Сераля» Моцарта. Из современных авторов Йохум предпочитает исполнять произведения тех, кто тесно связан с классической традицией: его излюбленным композитором является К. Орф. Перу Йохума принадлежит книга «К особенностям дирижирования» (1933).

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама