
Окегем (Ockeghem, Okeghem и др. написания) Йоханнес (Жан) де (ок. 1425, Дендермонде, Восточная Фландрия — 1495, Тур) — франко-фламандский композитор. Выдающийся представитель полифонической нидерландской школы, возглавивший её 2-е поколение («вторую нидерландскую школу», при которой искусство имитационного контрапункта достигло высшего расцвета).
Учился в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где был певчим в 1443–44. В 1446–48 служил в придворной капелле Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 до конца жизни 1-й капелан и капельмейстер французского королевского двора. Получил должности королевского советника и казначея аббатства Сен-Мартен в королевской резиденции в Туре (1456). Ездил в Испанию (1470) и Фландрию (1484).
Окегем — автор величественных хоровых месс, мотетов и изысканных полифонических светских песен-миниатюр. За виртуозное владение искусством полифонии Окегема называли «главным мастером» контрапункта (И. Тинкторис видел в нём самого крупного композитора его времени). Оказал огромное влияние на современников. Среди его последователей — Жоскен Депре, П. де ла Рю, А. Брюмель, Л. Компер. При жизни Окегема в его честь писали мотеты Ж. Биншуа, Л. Компер; на его смерть были написаны французские и латинские эпитафии (среди них — эпитафия Эразма Роттердамского), которые положили на музыку Жоскен Депре и И. Люпи.
Окегем утвердил господство полнозвучного 4-голосия в хоровом стиле a cappella, довёл до совершенства искусство контрапункта со свободным движением самостоятельных голосов. Отличался виртуозным мастерством имитации и канонического письма (обогатил полифоническую технику стреттами, инверсиями и пр.).
По-видимому, Окегем был также философом, математиком и астрологом (по средне-вековой традиции); он строил свои композиции на основании математических расчётов, связанных со скрытой религиозно-философской символикой. Славились сложные «загадочные» каноны и мессы Окегема, в которых исполнителям задавались математические задачи исчисления невыписанных голосов: в 4-голосной латинской мессе («Missa prolationum») выписаны лишь 2 голоса; знаменитый (приписываемый Окегему) 36-голосный канон «Хвала господу» («Deo gratia») представляет собой сочетание четырёх 9-голосных последовательно вводимых канонов; «Месса любого тона» («Missa cuiusvis toni») допускает исполнение с любого тона звукоряда.
В творчестве Окегема выкристаллизовались универсальные принципы полифонического развития и формообразования. В своих сочинениях он достигал плавного развёртывания мелодических линий, полноты хорового звучания и глубокой выразительности. Музыка Окегема (её называли «мистическим пением»), обладающая возвышенной экспрессией, доходящей до экзальтации, по характеру соответствовала содержанию канонических текстов и пользовалась исключительным признанием в Германии после Реформации.
Сохранилось 14 месс (в т. ч. 11 полностью), реквием (первый известный многоголосный реквием в истории мировой музыкальной литературы), 9 мотетов, свыше 20 светских 3-голосных песен (шансон). Полное собрание сочинений Окегема издаётся: т. 1 — в серии «Публикации старинной музыки» («Publikationen дlterer Musik», содержит 8 месс, Lpz., 1927, N. Y., 1958), т. 2 — в серии «Исследования и материалы» Американского музыковедческого общества («American musicological society», «Studies and documents», содержит 8 месс и части мессы, N. Y., 1947).
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789, М. — Л., 1940, с. 123–26; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. — Л., 1941, с. 395?401; Вurburе L. de, J. de Ockeghem, P., 1853, 1868; Brenet M. (Bobillier M.), (J. de Ockeghem), P., 1893, 1911 (лит.); Levitan J. E., Ockeghem’s clefless compositions «MQ», 1937, v. 23, No 4; Rirro А., Histoire dela musique de la fin du XIV-е s. а la fin du XVI-e, P., 1940; Rlamenac D., A postscript to v. 2 of the collected works of J. Ockeghem…, «Journal of the American musicological society», v. 3, 1950; Кrenek E., J. Ockeghem, L., 1953; Wolf H. C., Die Musik der alten Niederlдnder, Lpz., 1956; Henze M., Studien zu den Messenkompositionen J. Ockeghems, В., 1968.
Л. Г. Бергер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.