Кирилл Петрович Кондрашин

Kirill Kondrashin

Дата рождения
06.03.1914
Дата смерти
07.03.1981
Профессия
Страна
СССР

Кирилл Петрович Кондрашин / Kirill Kondrashin

Народный артист СССР (1972). Музыкальная атмосфера окружала будущего артиста с детства. Родители его были музыкантами, играли в разных оркестрах. (Любопытно, что мать Кондрашина, А. Танина, была первой женщиной, выдержавшей в 1918 году конкурс в оркестр Большого театра.) Сначала он занимался игрой на фортепиано (музыкальная школа, техникум имени В. В. Стасова), но к семнадцати годам твердо решил стать дирижером и поступил в Московскую консерваторию. Пять лет спустя он окончил консерваторский курс по классу Б. Хайкина. Еще ранее росту его музыкального кругозора во многом способствовали занятия по гармонии, полифонии и анализу форм с Н. Жиляевым.

Первые самостоятельные шаги молодого артиста связаны с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко. Сначала он играл в оркестре на ударных инструментах, а в 1934 году состоялся дебют дирижера — под его управлением шла оперетта «Корневильские колокола» Планкета, а несколько позже «Чио-Чио-сан» Пуччини.

Вскоре после окончания консерватории Кондрашин был приглашен в Ленинградский Малый оперный театр (1937), возглавлявшийся тогда его учителем — Б. Хайкиным. Здесь продолжалось становление творческого облика дирижера. Он успешно справлялся со сложными задачами. После первой самостоятельной работы в опере А. Пащенко «Помпадуры» ему были доверены многие спектакли классического и современного репертуара: «Свадьба Фигаро», «Борис Годунов», «Проданная невеста», «Тоска», «Девушка с Запада», «Тихий Дон».

В 1938 году Кондрашин принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Ему был вручен диплом второй степени. Это был несомненный успех двадцатичетырехлетнего артиста, если учесть, что лауреатами соревнования стали уже вполне сформировавшиеся музыканты.

В 1943 году Кондрашин поступил в Большой театр СССР. Еще больше расширяется театральный репертуар дирижера. Начав здесь со «Снегурочки» Римского-Корсакова, он ставит затем «Проданную невесту» Сметаны, «Гальку» Монюшко, «Вражью силу» Серова, «Бэлу» Ан. Александрова. Однако уже в то время Кондрашин начинает все больше тяготеть к симфоническому дирижированию. Он возглавляет Московский молодежный симфонический оркестр, который в 1949 году завоевывает «Большой приз» Будапештского фестиваля.

С 1956 года Кондрашин полностью посвящает себя концертной деятельности. Тогда он не имел своего постоянного оркестра. В ежегодных гастролях по стране ему приходится выступать с разными коллективами; с некоторыми он сотрудничает регулярно. Благодаря его упорной работе значительно повысили свой профессиональный уровень такие, например, оркестры, как Горьковский, Новосибирский, Воронежский. Отличные плоды принесла и полуторамесячная работа Кондрашина с Пхеньянским оркестром в КНДР.

Уже в ту пору выдающиеся советские инструменталисты охотно выступают в ансамбле с Кондрашиным-дирижером. В частности, Д. Ойстрах дал с ним цикл «Развитие скрипичного концерта», а Э. Гилельс сыграл все пять концертов Бетховена. Аккомпанировал Кондрашин и на финальном туре Первого Международного конкурса имени Чайковского (1958). Вскоре его «дуэт» с победителем соревнования пианистов Ваном Клиберном услышали в США и Англии. Так Кондрашин стал первым советским дирижером, выступившим в Соединенных Штатах. С тех пор ему пришлось неоднократно выступать на концертных эстрадах мира.

Новый и наиболее важный этап артистической деятельности Кондрашина начался в 1960 году, когда он возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. За короткий срок ему удалось вывести этот коллектив на передовые художественные рубежи. Это касается и исполнительских качеств, и репертуарного диапазона. Часто выступая с классическими программами, Кондрашин заострил свое внимание на современной музыке. Он «открыл» Четвертую симфонию Д. Шостаковича, написанную еще в тридцатые годы. После этого композитор доверил ему первые исполнения Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина». Кондрашин представил слушателям в 60-х годах произведения Г. Свиридова, М. Вайнберга, Р. Щедрина, Б. Чайковского и других советских авторов.

«Нужно отдать должное смелости и упорству, принципиальности, музыкальному чутью и вкусу Кондрашина,— пишет критик М. Сокольский.— Он выступал как передовой, широко мыслящий и глубоко чувствующий советский художник, как страстный пропагандист советского творчества. И в этом своем творческом, смелом художественном эксперименте он получил поддержку оркестра, носящего имя Московской филармонии... Здесь, в оркестре «филармоников», за последние годы особенно ярко и широко раскрылся большой талант Кондрашина. Этот талант хочется назвать наступательным. Импульсивность, порывистая эмоциональность, пристрастие к обостренным драматическим взрывам и кульминациям, к накаленной экспрессивности, которые присущи были молодому Кондрашину, остались характернейшими чертами искусства Кондрашина и сегодня. Только нынче пришла к нему пора большой, подлинной зрелости».

Литература: Р. Глезер. Кирилл Кондрашин. «СМ», 1963, № 5. Ражников В., "К. Кондрашин рассказывает о музыке и жизни", М., 1989.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама