Франц Конвичный

Дата рождения
14.08.1901
Дата смерти
28.07.1962
Профессия
Страна
Германия
Франц Конвичный

Конвичный, Франц (нем. Franz Konwitschny; 14 VIII 1901, Фульнек, Северная Моравия — 28 VII 1962, Белград) — немецкий дирижёр (ГДР).

Музыкальное образование получил в Брно (1921–23), затем в Лейпциге (1923–25), где одновременно играл (на скрипке и альте) в оркестре Гевандхауза под управлением В. Фуртвенглера. В 1925–27 преподавал в Венской народной консерватории (вёл классы скрипки и теории музыки). Тогда же концертировал в составе Фицнер-квартета (альт). С 1927 дирижёр в театрах Штутгарта, Фрейбурга (Брейсгау, с 1933 генерал-музик-директор); с 1938 — во Франкфурте-на-Майне, с 1945 — в Ганновере (оперный и концертный дирижёр). В 1949–1962 возглавлял лейпцигский симфонический оркестр Гевандхауза, одновременно осуществил ряд значительных постановок в оперном театре Дрездена (1953–55) и Немецкой государственной опере Берлина (после 1955).

Имя Конвичного тесно связано с развитием музыкальной культуры ГДР. Наряду с яркими, верными авторскому замыслу интерпретациями произведений И. С. Баха, А. Брукнера, И. Брамса, М. Регера, он много внимания уделял пропаганде произведений современных композиторов ГДР, таких, как П. Дессау, Х. Эйслер, О. Герстер, Г. Кохан, З. Курц. Неоднократно, в т. ч. и с оркестром Гевандхауза, гастролировал в СССР (впервые в 1954), а также в Англии, Польше, Японии и др. странах. Национальная премия ГДР (1951, 1956, 1960).

Литература: Vermachtnis und Verpflichtung. Festschrift fur P. Konwitschny, Lpz., 1961; Hennenberg Fr., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962.

Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


На протяжении многих послевоенных лет — вплоть до самой смерти — Франц Конвичный принадлежал к числу лучших артистов демократической Германии, внес огромный вклад в строительство ее новой культуры. В 1949 году он встал во главе знаменитого лейпцигского оркестра «Гевандхауз», продолжив и развив традиции своих предшественников — Артура Никиша и Бруно Вальтера. Под его руководством оркестр сохранил и упрочил свою репутацию; Конвичный привлек новых отличных музыкантов, увеличил численный состав коллектива, повысил его ансамблевое мастерство.

Конвичный был великолепным дирижером-педагогом. Каждый, кто имел возможность присутствовать на его репетициях, убеждался в этом. Его указания охватывали все тонкости исполнительской техники, фразировки, регистровки. Чувствительнейшим к мельчайшим деталям слухом вылавливал он в звучании оркестра малейшие неточности, добивался желаемых оттенков; он с одинаковой легкостью показывал любые приемы исполнения духовым и, конечно, струнным — ведь Конвичный когда-то сам приобрел богатый опыт оркестровой игры как альтист под руководством В. Фуртвенглера в Берлинском филармоническом оркестре.

Все эти черты Конвичного — педагога и воспитателя — давали прекрасные художественные результаты во время его концертов и спектаклей. Оркестры, работавшие с ним, и особенно «Гевандхауз», отличали удивительная чистота и полнота звучания струнных, редкая точность и яркость духовых. А это позволяло дирижеру в свою очередь передавать и философскую глубину, и героический пафос, и всю тонкую гамму переживаний в таких творениях, как симфонии Бетховена, Брукнера, Брамса, Чайковского, Дворжака, симфонические поэмы Рихарда Штрауса.

Широк был и диапазон интересов дирижера в оперном театре: «Мейстерзингеры» и «Кольцо нибелунга», «Аида» и «Кармен», «Кавалер роз» и «Женщина без тени»... В спектаклях, которыми он дирижировал, всегда отчетливо ощущались не только ясность, чувство формы, но, главное,— живой темперамент музыканта, в котором он и на склоне дней мог поспорить с молодежью.

Совершенное мастерство далось Конвичному годами упорной работы. Сын дирижера из маленького городка Фульнек в Моравии, он с детских лет посвятил себя музыке. В консерваториях Брно и Лейпцига Конвичный получил образование и стал альтистом «Гевандхауза». Вскоре ему предложили пост профессора Венской народной консерватории, но Конвичного привлекла дирижерская деятельность. Он набирался опыта в работе с оперными и симфоническими оркестрами во Фрейбурге, Франкфурте и Ганновере. Однако подлинного расцвета талант артиста достиг в последние годы его деятельности, когда он возглавлял, наряду с Лейпцигским оркестром, коллективы Дрезденской филармонии и Немецкой государственной оперы. И всюду его неутомимая работа приносила выдающиеся творческие достижения. Последние годы Конвичный работал в Лейпциге и Берлине, но попрежнему регулярно выступал и в Дрездене.

Неоднократно артист гастролировал во многих странах мира. Хорошо знали его и в СССР, где он выступал в 50-х годах.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама