Музыкально-театральное наследие Джан Франческо Малипьеро весьма значительно. Оригинальны его трилогии — своеобразные по жанру музыкально-сценические триптихи, каждый из которых исполняется в один вечер. Первая трилогия названа «Орфеиды» (1919–1922), вторая — «Три комедии Гольдони» (1920–1922), третья — «Венецианская мистерия» (1925–1928).
Следует отметить тематическое разнообразие этих циклов: первый из них — «парафраз» мифа об Орфее, второй представляет собой свободную переработку мотивов комедий Гольдони, третий написан на собственное либретто, причем последняя его часть — «Вороны святого Марка» — решена в жанре пантомимы, без вокальных эпизодов. В трилогиях Малипьеро стремится к беспощадному разоблачению любых личин и иллюзий, к обнажению истины, какой бы неприглядной и страшной она ни была; в них обнаруживает себя и идея о бренности всего земного — величия, славы, любви, верности. Эти мотивы останутся ведущими во всем последующем творчестве композитора.
«Орфеиды» пронизаны духом символики, аллегории. В иносказательной форме здесь воплощены размышления о смысле и содержании искусства, его месте в общественной жизни. Эту трилогию составляют Пролог — «Смерть масок», центральная часть — «Семь канцон» и Эпилог — «Орфей, или Восьмая канцона».
В трилогию «Три комедии Гольдони», основанную на свободной переработке пьес итальянского драматурга, вошли части «Кофейная лавка», «Сьор Тодеро Бронтолон» и «Кьоджинские перепалки». Последняя часть, по словам самого композитора, рисует «путешествие венецианского музыканта, гидом которого является Карло Гольдони, по лагунам, каналам, полям и дворцам» Венеции.
Трилогия «Венецианская мистерия» состоит из «Аквильонских орлов», «Мнимого Арлекина» и «Воронов святого Марка». Как писал Малипьеро, в первых двух частях трилогии ему «захотелось воспеть героическое прошлое этого города [Венеции], который в „Воронах святого Марка“ предстает загаженным и расхищенным, лишенным славы и своих ценностей. Третья часть написана без слов: нужно остерегаться говорить (или петь) жестокие истины».
В дальнейшем композитор, как правило, обращался к более обычным типам оперного спектакля, создав в этом жанре более двадцати произведений. Свои оперы он называл «музыкальными драмами», «музыкальными комедиями», «драматическими экспрессиями». Одни были решены в остропсихологическом плане, со сквозным развитием и свободным построением монологических и ансамблевых сцен, другие сохраняли приметы типично итальянской оперной драматургии XVII–XVIII веков, сочетая черты опер-сериа и буффа. Им свойственны особенности «театра представления».
Сюжеты опер Малипьеро изобилуют контрастными ситуациями: наряду с эпизодами по-простонародному озорными, сочными, в них есть много сцен, имеющих аллегорически-символический смысл. За внешним ходом действия скрываются психологически обостренные переживания героев, а в общем строе музыки господствует горько-иронический подтекст.
Особого внимания заслуживает литературно-поэтическая сторона либретто Малипьеро. Тонкий стилист, большой знаток итальянского литературного языка и народных диалектов, он создавал богатые и разнообразные по лексике и синтаксису тексты, в которых высокий поэтический строй речи сочетается с терпкими народными речениями. Его либретто, свободные от каких-либо оперных штампов, в лучшем смысле слова театральны и в каждом случае полностью соответствуют избираемой автором жанровой разновидности.
Важную роль в вокальных партиях композитор отводит речевой интонации. Наряду с развитой кантиленой в его операх используются разнообразные речитативно-декламационные формы (в том числе типа parlando). Речитативы связаны с декламационностью григорианского хорала, с речитативами secco и accompagnato итальянской оперы XVII–XVIII веков. Вместе с тем в них претворяются и интонационно-речевые открытия Мусоргского, Стравинского, органично привитые на почву итальянского мелоса.
Вокальное начало безусловно господствует в операх Малипьеро, но немаловажную роль играет и оркестр, чутко реагирующий на тончайшие нюансы вокальной интонации; часто именно он выражает психологический подтекст действия. Оркестровое письмо отличается богатством и сочностью красок, выразительной динамикой; нередко возникает искусный контрапункт различных оркестровых групп и отдельных инструментов. Отметим оригинальность в трактовке ударных.
Структура опер многообразна. В одних господствует сквозной принцип развития, в других классическая номерная структура с ариями, ансамблями и т. д. (например, «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»). Но склонность композитора к излишней детализации дает о себе знать и здесь, что подчас приводит к длиннотам.
Сравнительно небольшое место в музыкально-театральном наследии Малипьеро занимают балеты. К этому жанру относятся «Маскарад плененной принцессы» (1919), хореографическая симфоническая драма «Пантея» (1919), «Страдивари» — «фантазия о танцующих инструментах» (1948) и «Новый мир» по фреске Тьеполо (1951). В сущности, заключительная часть трилогии «Венецианская мистерия» — мимодрама «Вороны святого Марка» — также представляет собой особый род хореографического спектакля. В своих балетах Малипьеро предстает последователем Равеля и Стравинского: хореографическое действие определяется у него симфонической драматургией.
Список основных произведений для музыкального театра:
Оперы (всего 34)
Большинство опер написано Малипьеро на собственные либретто.
• «Сон осеннего заката», по Г. д'Аннунцио (1913)
• «Орфеиды», трилогия (1918—1922)
• «Три комедии Гольдони», трилогия (1920—1922)
• «Венецианская мистерия», трилогия (1925—1928)
• «Ночной турнир», семь сценических ноктюрнов (1929)
• «Триумфы любви», триптих (1931)
• «Легенда о подмененном сыне», либретто Л. Пиранделло (1933)
• «Юлий Цезарь», по В.Шекспиру (1935)
• «Антоний и Клеопатра», по В.Шекспиру (1937)
• «Жизнь — это сон» (1941)
• «Каприччио Калло», по Э. Т. А. Гофману (1942)
• «Веселая компания», шесть новелл (1943)
• «Небесные и адские миры» (1949)
• «Блудный сын», либретто П. Кастеллано де Кастеллани (1952)
• «Плененная Венера», либретто П. Кастеллано де Кастеллани (1955)
• «Дон-Жуан», четыре сцены по А. Пушкину (1963)
• «Господин Тартюф, ханжа», по Ж.-Б. Мольеру (1966)
• «Искариот» (1970)
Балеты
• «Пантея», симфоническая драма (1913)
• «Дикари», кукольный балет (1918)
• «Маскарад плененной принцессы», либретто А.Прюньера (1919)
• «Воображаемый Восток», футуристический балет (1920)
• «Страдивари», фантазия о танцующих инструментах (1948)
• «Новый мир», по фреске Дж. Б. Тьеполо (1951)
С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.