Музыкально-театральное творчество Джан Франческо Малипьеро

Композитор
Жанр
Страна
Италия
Джан Франческо Малипьеро

Музыкально-театральное наследие Джан Франческо Малипьеро весьма значительно. Оригинальны его трилогии — своеоб­разные по жанру музыкально-сценические триптихи, каждый из которых исполняется в один вечер. Первая трилогия названа «Орфеиды» (1919–1922), вторая — «Три комедии Гольдони» (1920–1922), третья — «Венецианская мистерия» (1925–1928).

Следует отметить тематическое разнообразие этих циклов: первый из них — «парафраз» мифа об Орфее, второй представ­ляет собой свободную переработку мотивов комедий Гольдони, третий написан на собственное либретто, причем последняя его часть — «Вороны святого Марка» — решена в жанре пантомимы, без вокальных эпизодов. В трилогиях Малипьеро стремит­ся к беспощадному разоблачению любых личин и иллюзий, к обнажению истины, какой бы неприглядной и страшной она ни была; в них обнаруживает себя и идея о бренности всего земного — величия, славы, любви, верности. Эти мотивы оста­нутся ведущими во всем последующем творчестве композитора.

«Орфеиды» пронизаны духом символики, аллегории. В ино­сказательной форме здесь воплощены размышления о смысле и содержании искусства, его месте в общественной жизни. Эту трилогию составляют Пролог — «Смерть масок», цент­ральная часть — «Семь канцон» и Эпилог — «Орфей, или Восьмая канцона».

В трилогию «Три комедии Гольдони», основанную на сво­бодной переработке пьес итальянского драматурга, вошли части «Кофейная лавка», «Сьор Тодеро Бронтолон» и «Кьод­жинские перепалки». Последняя часть, по словам самого ком­позитора, рисует «путешествие венецианского музыканта, ги­дом которого является Карло Гольдони, по лагунам, каналам, полям и дворцам» Венеции.

Трилогия «Венецианская мистерия» состоит из «Аквильон­ских орлов», «Мнимого Арлекина» и «Воронов святого Мар­ка». Как писал Малипьеро, в первых двух частях трилогии ему «захотелось воспеть героическое прошлое этого города [Вене­ции], который в „Воронах святого Марка“ предстает загажен­ным и расхищенным, лишенным славы и своих ценностей. Тре­тья часть написана без слов: нужно остерегаться говорить (или петь) жестокие истины».

В дальнейшем композитор, как правило, обращался к бо­лее обычным типам оперного спектакля, создав в этом жан­ре более двадцати произведений. Свои оперы он называл «музыкальными драмами», «музыкальными комедиями», «драматическими экспрессиями». Одни были решены в остро­психологическом плане, со сквозным развитием и свободным построением монологических и ансамблевых сцен, другие сохраняли приметы типично итальянской оперной драматургии XVII–XVIII веков, сочетая черты опер-сериа и буффа. Им свойственны особенности «театра представления».

Сюжеты опер Малипьеро изобилуют контрастными ситуа­циями: наряду с эпизодами по-простонародному озорными, сочными, в них есть много сцен, имеющих аллегорически-сим­волический смысл. За внешним ходом действия скрываются психологически обостренные переживания героев, а в общем строе музыки господствует горько-иронический подтекст.

Особого внимания заслуживает литературно-поэтическая сторона либретто Малипьеро. Тонкий стилист, большой знаток итальянского литературного языка и народных диалектов, он создавал богатые и разнообразные по лексике и синтаксису тексты, в которых высокий поэтический строй речи сочетается с терпкими народными речениями. Его либретто, свободные от каких-либо оперных штампов, в лучшем смысле слова теат­ральны и в каждом случае полностью соответствуют избирае­мой автором жанровой разновидности.

Важную роль в вокальных партиях композитор отводит ре­чевой интонации. Наряду с развитой кантиленой в его операх используются разнообразные речитативно-декламационные формы (в том числе типа parlando). Речитативы связаны с дек­ламационностью григорианского хорала, с речитативами secco и accompagnato итальянской оперы XVII–XVIII веков. Вмес­те с тем в них претворяются и интонационно-речевые открытия Мусоргского, Стравинского, органично привитые на почву итальянского мелоса.

Вокальное начало безусловно господствует в операх Мали­пьеро, но немаловажную роль играет и оркестр, чутко реагиру­ющий на тончайшие нюансы вокальной интонации; часто именно он выражает психологический подтекст действия. Оркестровое письмо отличается богатством и сочностью кра­сок, выразительной динамикой; нередко возникает искусный контрапункт различных оркестровых групп и отдельных ин­струментов. Отметим оригинальность в трактовке ударных.

Структура опер многообразна. В одних господствует сквоз­ной принцип развития, в других классическая номерная структура с ариями, ансамблями и т. д. (например, «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»). Но склонность компози­тора к излишней детализации дает о себе знать и здесь, что подчас приводит к длиннотам.

Сравнительно небольшое место в музыкально-театральном наследии Малипьеро занимают балеты. К этому жанру относятся «Маскарад плененной принцессы» (1919), хорео­графическая симфоническая драма «Пантея» (1919), «Страдива­ри» — «фантазия о танцующих инструментах» (1948) и «Новый мир» по фреске Тьеполо (1951). В сущности, заключительная часть трилогии «Венецианская мистерия» — мимодрама «Воро­ны святого Марка» — также представляет собой особый род хореографического спектакля. В своих балетах Малипьеро предстает последователем Равеля и Стравинского: хореографи­ческое действие определяется у него симфонической драматур­гией.

Список основных произведений для музыкального театра:

Оперы (всего 34)

Большинство опер написано Малипьеро на собственные либретто.

• «Сон осеннего заката», по Г. д'Аннунцио (1913)
• «Орфеиды», трилогия (1918—1922)
• «Три комедии Гольдони», трилогия (1920—1922)
• «Венецианская мистерия», трилогия (1925—1928)
• «Ночной турнир», семь сценических ноктюрнов (1929)
• «Триумфы любви», триптих (1931)
• «Легенда о подмененном сыне», либретто Л. Пиранделло (1933)
• «Юлий Цезарь», по В.Шекспиру (1935)
• «Антоний и Клеопатра», по В.Шекспиру (1937)
• «Жизнь — это сон» (1941)
• «Каприччио Калло», по Э. Т. А. Гофману (1942)
• «Веселая компания», шесть новелл (1943)
• «Небесные и адские миры» (1949)
• «Блудный сын», либретто П. Кастеллано де Кастеллани (1952)
• «Плененная Венера», либретто П. Кастеллано де Кастеллани (1955)
• «Дон-Жуан», четыре сцены по А. Пушкину (1963)
• «Господин Тартюф, ханжа», по Ж.-Б. Мольеру (1966)
• «Искариот» (1970)

Балеты

• «Пантея», симфоническая драма (1913)
• «Дикари», кукольный балет (1918)
• «Маскарад плененной принцессы», либретто А.Прюньера (1919)
• «Воображаемый Восток», футуристический балет (1920)
• «Страдивари», фантазия о танцующих инструментах (1948)
• «Новый мир», по фреске Дж. Б. Тьеполо (1951)

С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама