Симфоническое творчество Джан Франческо Малипьеро

Композитор
Жанр
Страна
Италия
Джан Франческо Малипьеро

В зрелые годы Джан Франческо Малипьеро написал одиннадцать круп­ных оркестpовых произведений с жанро­вым определением sinfonia. В них он стремился возродить сти­листические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы.

Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945), Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре пар­титы: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида (1962) (Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели), Симфония горести (1966), Симфония Атропы (1967) (Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни), посвященная памяти Г. Шерхена, и др.

Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инстру­ментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964).

В области симфонической музыки композитору более уда­вались малые формы. В его крупных произведениях калейдо­скопическая смена образов порой нарушает целостность драма­тургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реаль­ность. В этом проявляется трагичность мироощущения ком­позитора.

В стиле симфоний Малипьеро следует отметить прежде все­го яркость, эмоциональность мелодики. Его партитуры привле­кают также разнообразием средств тематического развития, особенно полифонических. Опираясь на глубокое и разносто­роннее знание памятников раннего итальянского инструмента­лизма, композитор искусно соединяет приемы фрескового, сим­фонически масштабного, и камерно-ансамблевого письма.

Оркестровые составы избираются свободно, часто образуя при­чудливые сочетания инструментов; привлекает внимание темб­ровое богатство изложения с градациями от тонкой, почти импрессионистской колористичности до аскетичной графики темброво однородных решений. Индивидуальна форма каждой симфонии, а все вместе их можно с известным основанием рас­сматривать как своего рода грандиозный цикл.

Симфоническое наследие Малипьеро позволяет говорить и о своеобразии его гармонического стиля. Композитор следует исторически сложившейся ладотональной системе, свободно сочетая ее с атональными структурами, которые, однако, ни­когда не бывают главенствующими.

Симфонии (всего 17)

• Симфония героев (1905)
• Симфония моря (1906)
• Симфония молчания и смерти (1908)
• Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (№ 1, 1933)
• Элегическая симфония (№ 2, 1936)
• Симфония колоколов (№ 3, 1945)
• Симфония in memoriam (№ 4, 1946)
• Концертная симфония, с подражанием эху (№ 5, 1947)
• Симфония струнных (№ 6, 1947)
• Симфония песен (№ 7, 1948)
• Симфония в одном темпе (№ 8, 1950)
• Симфония Зодиака — четыре партиты: от весны до зимы (1954)
• Симфония для Антигенида (1962)
• Sinfonia brevis (№ 8, 1964)
• Симфония горести (№ 9, 1966)
• Симфония Атропы (№ 10, 1967)
• Симфония волынки (№ 11, 1969)

Сюиты и одночастные произведения для оркестра

• «Зарисовки с натуры» (три цикла: 1911, 1915, 1923)
• «Армения» (на армянские народные темы, 1917)
• «Перерывы в молчании» (два цикла: 1917, 1926)
• «Чимарозиана», сюита на темы Дж. Чимарозы (1921)
• Концерты для оркестра (1931)
• Фантазия каждого дня (1951)
• Пассакалья (1952)
• Диалог № 1, «С Мануэлем де Фальей» (Восемь диалогов для разных составов были созданы в 1956—1957 годах.)
• «Посвящение Бельмонте» (Имеется в виду Арнольд Шёнберг.) (1971)

Произведения для солирующих инструментов с оркестром

• Вариации без темы для фортепиано (1923)
• 6 концертов для фортепиано (1934; 1937; 1948; 1950; 1958; Машин­ный, 1964)
• Концерт для двух фортепиано (1957)
• 2 концерта для скрипки (1932, 1963)
• Концерт для виолончели (1937)
• Концерт для флейты (1968)
• Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано (1938)
• Диалог № 5, для альта
• Диалог № 6, для клавесина
• Диалог № 7, «Между двумя фортепиано», для двух фортепиано

С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. «Песнь судьбы» Вокально-симфонические
Гайдн. Оратория «Времена года» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама