В зрелые годы Джан Франческо Малипьеро написал одиннадцать крупных оркестpовых произведений с жанровым определением sinfonia. В них он стремился возродить стилистические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы.
Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945), Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре партиты: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида (1962) (Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели), Симфония горести (1966), Симфония Атропы (1967) (Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни), посвященная памяти Г. Шерхена, и др.
Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964).
В области симфонической музыки композитору более удавались малые формы. В его крупных произведениях калейдоскопическая смена образов порой нарушает целостность драматургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реальность. В этом проявляется трагичность мироощущения композитора.
В стиле симфоний Малипьеро следует отметить прежде всего яркость, эмоциональность мелодики. Его партитуры привлекают также разнообразием средств тематического развития, особенно полифонических. Опираясь на глубокое и разностороннее знание памятников раннего итальянского инструментализма, композитор искусно соединяет приемы фрескового, симфонически масштабного, и камерно-ансамблевого письма.
Оркестровые составы избираются свободно, часто образуя причудливые сочетания инструментов; привлекает внимание тембровое богатство изложения с градациями от тонкой, почти импрессионистской колористичности до аскетичной графики темброво однородных решений. Индивидуальна форма каждой симфонии, а все вместе их можно с известным основанием рассматривать как своего рода грандиозный цикл.
Симфоническое наследие Малипьеро позволяет говорить и о своеобразии его гармонического стиля. Композитор следует исторически сложившейся ладотональной системе, свободно сочетая ее с атональными структурами, которые, однако, никогда не бывают главенствующими.
Симфонии (всего 17)
• Симфония героев (1905)
• Симфония моря (1906)
• Симфония молчания и смерти (1908)
• Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (№ 1, 1933)
• Элегическая симфония (№ 2, 1936)
• Симфония колоколов (№ 3, 1945)
• Симфония in memoriam (№ 4, 1946)
• Концертная симфония, с подражанием эху (№ 5, 1947)
• Симфония струнных (№ 6, 1947)
• Симфония песен (№ 7, 1948)
• Симфония в одном темпе (№ 8, 1950)
• Симфония Зодиака — четыре партиты: от весны до зимы (1954)
• Симфония для Антигенида (1962)
• Sinfonia brevis (№ 8, 1964)
• Симфония горести (№ 9, 1966)
• Симфония Атропы (№ 10, 1967)
• Симфония волынки (№ 11, 1969)
Сюиты и одночастные произведения для оркестра
• «Зарисовки с натуры» (три цикла: 1911, 1915, 1923)
• «Армения» (на армянские народные темы, 1917)
• «Перерывы в молчании» (два цикла: 1917, 1926)
• «Чимарозиана», сюита на темы Дж. Чимарозы (1921)
• Концерты для оркестра (1931)
• Фантазия каждого дня (1951)
• Пассакалья (1952)
• Диалог № 1, «С Мануэлем де Фальей» (Восемь диалогов для разных составов были созданы в 1956—1957 годах.)
• «Посвящение Бельмонте» (Имеется в виду Арнольд Шёнберг.) (1971)
Произведения для солирующих инструментов с оркестром
• Вариации без темы для фортепиано (1923)
• 6 концертов для фортепиано (1934; 1937; 1948; 1950; 1958; Машинный, 1964)
• Концерт для двух фортепиано (1957)
• 2 концерта для скрипки (1932, 1963)
• Концерт для виолончели (1937)
• Концерт для флейты (1968)
• Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано (1938)
• Диалог № 5, для альта
• Диалог № 6, для клавесина
• Диалог № 7, «Между двумя фортепиано», для двух фортепиано
С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.