Малийская музыка
Малийская музыка — конгломерат культур ряда народов, населяющих Республику Мали: мандинго (малинке, бамбара и др.), сенуфо, догон, моси, марка (или сонинке), фульбе, сонгаи и др. Некоторые из них являются культурами древних традиций, ведущих начало от средне-вековой империи Мали.
Сохранились черты придв. музыки (напр., ансамбли из 4 флейт у сенуфо — мана), много веков существует традиция сказителей-гриотов. Своеобразна музыка народов мандинго. Из инструментов распространены: 21-струн. арфа-лютня — кура (струны крепятся в 2 ряда на длинном грифе; резонатором служит обтянутая кожей половина выдолбленной тыквы), симби (излюбленный инструмент охотников; 7-струнный, с таким же, как у коры, резонатором), болон (басовая 3-струн. разновидность симби), нъгони (4-струн. инструмент типа гитары), бала (род ксилофона с 17–18 деревянными пластинками, каждая из к-рых имеет собств. резонатор — выдолбленную тыкву; звук извлекают палочками; в разных частях страны бала отличаются строем; иногда исполнитель играет одноврем. на 2 инструментах).
Игра на мн. инструментах является привилегией «колдунов». В нек-рых общинах малинке и бамбара пение и инстр. музыка остаются достоянием касты музыкантов-профессионалов. По семейным традициям мандинго каждый род имеет фамильную мелодию, каждый член семьи должен играть на каком-нибудь инструменте. У мандинго распространено коллективное музицирование (иногда довольно большими группами). Свидетельством традиционного уважения к музыке является и легенда о воине-герое Гассире, «завещавшем струнам лютни песни своего сердца».
У бамбара ряд муз. инструментов имеет особое значение в политич. и религ. жизни. Напр., барабан табале (араб. происхождения, цилиндрический или в форме песочных часов) — инструмент вождей (его функция — «королевские приказы»). Всем частям табале приписывают символич. значение (напр., спец. колокольчик, укреплённый на одном из концов, олицетворяет Кумабану — «дарителя речи», одного из 8 осн. легендарных предков бамбара).
Среди народа сенуфо распространено хор. пение антифонного типа, причём мужчины и женщины никогда не поют вместе. Инстр. музыка включает полифонич. элементы. Характерны оркестры ксилофонов (дьегеле; иногда сочетаются с др. инструментами и голосами), ансамбли 1- или 3-струн. инструментов (боло-бого), сопровождающие муж. пение (обычно высокого и напряженного звучания), оркестры (до 7 исполнителей) деревянных труб (гбофе), издающих один-два звука, причём мелодич. материал излагается по гокетному принципу (см. Гокет). Распространены ударные, на к-рых часто играют женщины. Важное значение в жизни общин сенуфо имеет поро — организация, регулирующая обществ. и религ. мероприятия, среди к-рых выделяются т.н. инициация (проводится у сенуфо в три приёма до 21-летнего возраста; характерный танец — нгоро), погребальные и др. ритуалы. В погребальных танцах и пении участвуют персонажи в масках, множество музыкантов (маски и муз. инструменты изготовляют из пород дерева, считающихся священными); заупокойная служба ведётся на тайном языке поро. В церемониале наряду с оркестром поро принимают участие и «непосвящённые» музыканты, но, по традиции, они обязаны прекратить играть в момент вступления ансамбля поро.
В период колонизации франц. культура не оказала значит. воздействия на музыку страны. В совр. независимом Мали (Республика Мали провозглашена в 1960) традиционное муз. иск-во сохраняется и развивается в новых формах. Гос-во уделяет большое внимание проф. муз. образованию, важную роль в пропаганде нац. музыки играет Радио, создан нац. фольклорный ансамбль (1961, рук. — Муса Кейта; в 1970 гастролировал в СССР), проводятся нац. фестивали культуры и иск-ва (с 1962; в 1974 состоялся 3-й фестиваль). Среди композиторов — И. Соумаро, А. Соумаро (пишут музыку для кино).
Литература: Paques v. , Les Bambara, P., 1954 (Monographies ethnologiques Africaines de l’Institut International Africain de Londres).
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.