Мур, Дуглас Стюарт (англ. Douglas Stuart Moore; 10 VIII 1893, Катчог, близ Нью-Йорка — 25 VII 1969, Гринпорт, штат Нью-Йорк) — американский композитор.
Учился в Йельском университете у Х. Паркера и Д. С. Смита (1911–17), в Париже — в «Схола канторум» у В. д’Энди (1921), брал уроки композиции у Н. Буланже; совершенствовался у Э. Блоха в Институте музыки в Кливленде (1924), где также руководил отделом музыки в Музее искусства. Как композитор дебютировал в 1922 («4 музейные пьесы» — «4 Museum pieces» для органа). В 1925–62 преподавал в Колумбийском университете (в 1940–60 возглавлял музыкальный факультет). В 1946–53 президент Национального института искусства и литературы. В 1957–60 руководитель Американского общества композиторов, авторов и издателей.
В своих лучших сочинениях, стилистически ясных, использовал «американизмы» — элементы американской популярной музыки, джаза (оперы «Дьявол и Дэниэл Уэбстер», 1939, Нью-Йорк, и «Баллада Бэби Доу», симфония A-dur и «Симфония осени», оркестровая сюита «Шествие П. Т. Барнума» — «The pageant of P. T. Barnum», 1924; симфоническая поэма «Моби Дик»). Много работал в вокальных жанрах (сочинения на тексты поэтов В. Линдси, С. В. Бенета), способствовал развитию детской оперы (писал музыку для школьных постановок). С 1960 член Американской академии искусства и литературы.
Сочинения:
оперы — Белые крылья (White wings, соч. 1935; 1949, Хартфорд, Коннектикут), Новое платье короля (The emperor’s new clothes, детская, 1948, Нью-Йорк), Гиганты земли (Giants of the Earth, 1950, Нью-Йорк), нар. драма Баллада Бэби Доу (1956, Сентрал-Сити, Колорадо), Галантность (Gallantry, 1957, Нью-Йорк; пародия на телевизионные и радиорекламы), Крылья голубки (The wings of the dove, по Г. Джеймсу, 1962, Нью-Йорк), Кэрри Нейшн (1966, Канзас); для оркестра — Симфония осени (Symphony of Autumn, 1930), симфония A-dur (1945), увертюра на тему амер. напева (1931), симфонические поэмы — Моби Дик (по Г. Мелвиллу, 1928), Памяти погибших (In memoriam, 1943), Молитва об Объединённых нациях (Prayer for the United Nations, с солистом и хором, 1943); для камерного оркестра — Котильон для струнных, Деревенская музыка (Village music, 1941), сюита Дневник фермы (Farm journal, 1947); камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио (1953), струнный квартет (1933), духовой квинтет (1942), квинтет для кларнета и струнных (1946), соната для скрипки и фортепиано (1929); сочинения для фортепиано; хоры; песни.
Литературные сочинения: Listening to music, N. Y., 1932; From madrigal to modern music. A guide to musical styles, N. Y., 1942.
Литература: Luening О., Douglas Moore, «Modern music», 1942, No 20; Mасhlis J., Douglas Moore, в кн.: American composers of our time, N. Y., 1963.
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.