
Мысливечек, Йозеф (чеш. Josef Mysliveček; 9 III 1737, Прага — 4 II 1781, Рим) — чешский композитор.
Сын мельника. Учился в школе доминиканского монастыря (1744–47), затем — в семинарии иезуитов (1747–52), где занимался музыкой. Освоил ремесло мельника (обучался до 1761). С 1760 изучал композицию под руководством В. Хабермана и Й. Сегера в Праге. В 1762 изданы его первые инструментальные произведения, 6 симфоний с названием месяцев (январь — июнь). В 1763 уехал в Италию, где в 1764–66 совершенствовался у Дж. В. Песчетти. В 1764 в Парме была исполнена опера Мысливечека «Медея», после успеха которой он был приглашён в Неаполь; там в 1767 была исполнена прославившая Мысливечека итальянская опера «Беллерофонт».
Оперы Мысливечека ставились во многих театрах Италии и других европейских стран. Исполнялись также его оратории, концерты, увертюры и камерные соч. В 1770 в Болонье Мысливечек встретился с В. Моцартом, дружбу с которым сохранил на многие годы (в 1778 Мысливечек вновь общался с Моцартом в Мюнхене, где исполнялась итальянская оратория Мысливечека «Авраам и Исаак»). Последние оперы Мысливечека не имели успеха («Армида», 1779, Милан, и «Медонт», 1780, Рим).
В творчестве Мысливечека наиболее значительны итальянские оперы-сериа. Их музыка отличается красотой и богатством мелодий, мастерством вокального письма, ритмическим разнообразием и красочностью гармонии. В симфонических и камерных произведениях Мысливечека ощутимо большое сходство с ранним творчеством Моцарта, которому даже приписывались некоторые сочинения Мысливечека (в т. ч. оратория «Авраам и Исаак»); таким образом, творчество Мысливечека во многом предвосхитило стиль Моцарта. Из обширного наследия Мысливечека сохранилась незначительная часть. Многие оперы остались в рукописях; некоторые симфонические и камерные сочинения изданы в 18 веке, несколько произведений, обнаруженных в середине 20 века, опубликованы современными издательствами.
Сочинения:
оперы (около 30, большей частью на либретто П. Метастазио) —
• Беллерофонт (1767, Неаполь)
• Фарначе (1767, Неаполь)
• Триумф Клелии (Il Trionfo di Clelia, 1767, Турин)
• Семирамида узнанная (Semiramide riconosciuta, 1768)
• Демофонт (1769, Венеция и Вена)
• Гипермнестра (1769, Флоренция)
• Ниттети (1770, Болонья)
• Монтецума (1771, Флоренция)
• Тамерлан Великий (Il Gran Таmerlano, 1771, Милан)
• Деметрий (1773, Павия)
• Ромул и Эрсилия (1773, Неаполь)
• Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1774, Венеция)
• Артаксеркс (1774, Неаполь)
• Антигона (1774, Турин)
• Аттид (1774, Падуя)
• Эций (1775, Неаполь)
• Мерпа (1775, Неаполь)
• Адриан в Сирии (1776, Флоренция)
• Каллироя (La Calliroe, 1778, Неаполь)
• Армида (1778, Лукка)
• Олимпиада (1778, Неаполь)
• Медонт, царь Эпирский (Il Меdonte, Re di Epiro, 1780, Рим);
оратории —
• св. Бенедикт (1768)
• Товий (1769)
• Смерть Иисуса (La morte di Gesu, 1770)
• Адам и Ева (1771)
• Иосиф узнанный (Giuseppe riconosciuto, 1769)
• Страсти Иисуса Христа (La passione di Gesu Cristo, 1773)
• Авраам и Исаак (1777);
для оркестра — концертные симфонии, симфонии а quattro, увертюры, в т. ч. 6 с 2 виолами;
концерты с оркестром — 4 для чембало, 4 для скрипки, 1 для виолончели, 1 для флейты;
камерно-инcтрументальные ансамбли — струнные квартеты, квинтеты, 3 октета для духовых, трио-сонаты, дивертисменты для трио, пьесы для разных инструментов с фортепиано — сонаты и дивертисменты для скрипки, пьесы для виолончели, флейты;
для фортепиано — сонаты, сонатины, 6 дивертисментов, пьесы.
Литература: Бэлза И., Чешская оперная классика, М., 1951, с. 9–10; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, M.-Л., 1951, с. 82–89; его же, История чешской музыкальной культуры, т. М., 1959, с. 285–306; Шагинян М., Йозеф Мысливечек, М., 1968; Hnilicka A., Portrety starэch ceskych mistru hudebnich, Praha, 1922; Rincherle M., Un oublie, «il divino Boemo», в кн.: Feuillets d’histoire de violon, P., 1927; Celeda J., Josef Myslivecek, tvurce prazskeho nareca hudebniho rokoka terezianskeho, Praha, 1946; Nemecek J., Nastin ceske hudby XVIII stoleti, Praha, 1955, с. 201–04; Racek J., Ceska hudba, Praha, 1958, с 177–181; его же, Prisperek к otazce «mozartovskeho» stylu v ceske hudbe predklasicke, в сб.: Musicologie, sv. 5, Praha, 1958, с 90–97; Pecman R., Josef Myslivecek and the opera of the Neapolitan type, в сб.: Festival Musica Antiqua, Brno, 1967; его же, Josef Myslivecek und sein Opernepilog, Brno, 1970.
З. Пилкова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.