
Пакьяротти (Пакьеротти), Гаспаре (итал. Gaspare Pacchierotti (Pachierotti); крещён 21 V 1740, Фабриано, Анкона — 28 X 1821, Падуя) — итальянский певец-кастрат (сопранист).
Ученик Ф. Дж. Бертони. Пел в соборах, в т. ч. св. Марка в Венеции. На оперной сцене дебютировал в 1766 (партия Улисса в опере «Ахилл на Скиросе» Гасмана, театр «Сан-Джованни Кризостомо», Венеция). В 1768 участвовал под руководством Б. Галуппи в постановке его оперы «Покинутая Дидона» в Петербурге. С 1769 приобрёл известность в Италии. Пел в Венеции, Палермо, Неаполе (в операх Н. Пиччинни и К. В. Глюка, 1774), Милане, Турине и др. городах. С триумфом гастролировал в Лондоне (1778–84, 1790–91, в 1791 исполнил сольную кантату «Ариадна на Наксосе» Гайдна под управлением автора). Пел на открытии театров «Ла Скала» (1778, Милан) и «Фениче» (1792, Венеция). В 1796 оставил сцену.
Партии (первый исполнитель): Александр («Александр в Индии» Пиччинни, 1774), Артаксеркс («Артаксеркс» Бертони, 1776), Юлий Сабин («Юлий Сабин» Сарти, 1780), Цезарь («Смерть Цезаря» Бьянки, 1789) и др. Пакьяротти занимался вопросами теории пения. В 1836 в Милане была издана «Школа пения» А. Калегари с трактатом Пакьяротти, посвященным правилам исполнения мелизмов («Modi generali del canto premessi alle maniere parziali onde adornare o rifiorire le nude o semplici melodie o cantilene giusta il metodo di G. Pacchiarotti»).
Литература: Cecchini G., Cenni biografici intorno a G. Pacchierotti, Padova, 1844; Vernon Lee, Il Settecento in Italia, Mil., 1881, Napoli, 1932 (рус. пер. — Вернон Ли (Радже В.), Италия. Избранные страницы, (ч. 2), Музыкальная жизнь в XVIII веке, М., 1915); Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro in italiano, Roma, 1920; Smith W. С., The Italian opera and contemporary ballet in London. 1789–1820, L., 1955; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956.
А. И. Гундарёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.